Школьниками Новосибирска предложили отказаться от традиционных оценок и дневников
Принять участие в необычном эксперименте предлагают школьникам Новосибирска. Там дети сами выставляют себе оценки, причем по новой системе.
У школьников с 1-го по 5-й классы новосибирской гимназии №11 в тетрадях нет традиционных отметок - двоек, троек, четверок и пятерок. Знания здесь оценивают с помощью особенных линеек. Ученик сам чертит вертикальную шкалу и решает, какому уровню соответствует его работа по тому или иному предмету.
"Три черточки. Самая высокая черточка - высокий уровень. Средняя - гимназический, а нижняя - базовый. Там где она кончается - не зачет", - объясняет ученик 3 "Б" класса Назар Коваленко,
Существенный "плюс" новой системы, по мнению педагогов, в том, что она позволяет обсуждать оценку с учеником. Свои комментарии учителя пишут в тетрадях. Потом школьники им отвечают.
"Мы можем с ними рассуждать: почему ты себя так оценил, что тебе не хватает? Они могут и письменно в дневниках отмечать - чего недостаточно, над чем нужно поработать", - говорит учитель начальных классов Маргарита Кохан.
Помимо "линеек" для оценки знаний школьников здесь также используют вот такие ступеньки. Задача - дойти до самой последней, звездной.
Как считает директор гимназии №11 Сергей Бегунов, если ребенок не получает пресловутых "двоек", снимается психологический стресс.
"Мы бы работали вплоть до 11-го класса, если бы не было требований выставлять отметки в аттестат. Поэтому приходится переходить в старших классах на отметки", - говорит Сергей Бегунов.
Родители с директором не совсем согласны. Считают: новая система хороша лишь для начальной школы. А в старших классах к подросткам нужен более строгий подход.
Новую систему оценки знаний учащихся пока используют только в нескольких школах Новосибирска. И если в одних учебных заведениях отказали от традиционных "двоек" и "пятерок", то в других - и от дневников.
В "Нашей школе" - так называется это учебное заведение, например, вся информация об успеваемости учеников - в специальной электронной программе. На уроках школьники получают не отметки, а рейтинговые баллы по девяти критериям. Поведение, готовность к уроку, творческий подход и так далее. Потом все данные заносят в базу. Используя специальную формулу, программа выдает общий результат работы школьника на уроке уже по 100-балльной шкале.
Заместитель директора ОУ "Наша школа" Алена Трухачева считает, что эта система позволяет ребенку иметь "пятерку", когда он не все 100 баллов заработал. "Когда мы выставляем "пятерку", это значит, он должен знать абсолютно все. Нигде не ошибиться, нигде не споткнуться. А так в учебе не бывает", - говорти Алена Трухачева.
Для аттестата 100-балльную шкалу пока приходится переводить в 5-балльную. Хотя, по мнению многих педагогов, существующая система оценки знаний далека от совершенства и, скорее всего, реформа среднего образования неизбежно приведет к тому, что традиционным оценкам придется искать альтернативу в большинстве школ страны.