«Русские витязи» отметили свой юбилей вместе со «Стрижами»
Торжества начались на подмосковном аэродроме "Кубинка" с участием другой легендарной группы - "Стрижи". И те и другие известны на весь мир своим супермастерством. В отличие от зарубежных асов, которые участвуют в парадах, пилотируя облегчённые версии машин, наши лётчики выполняют фигуры высшего пилотажа за штурвалами настоящих боевых самолётов.
На авиабазе в подмосковной Кубинке - легкая облачность и летная погода. 30-тонные сверхзвуковые Су-27 грациозно плывут по взлетной полосе. Взмахнув, как рукой, тормозным щитком - фирменное приветствие - бело-сине-красные истребители уходят на старт.
"Витязи" штурмуют небо. Вместе с коллегами из группы "Стрижи" они крутят бочки и петли. Поодиночке зависают колоколом. Вместе собираются в ромб. Крыло к крылу - расстояние хоть рулеткой измеряй – 3 метра. На скорости 600, а то и 700 километров в час сборная страны по высшему пилотажу отрабатывает юбилейную программу. 20 лет в воздухе.
Пилотажники признаются, что придумать какой-то новый элемент воздушного пилотажа невозможно. Все они давно известны: красота, уникальность, а главное - сложность каждого выступления зависит от того, в какой последовательности эти элементы будут показаны в небе. Это словно фигурное катание на небесах, только вместо коньков - 30-тонные истребители.
"Тут многие вещи мы прорабатываем, этот процесс непрерывный. Всегда что-то совершенствуется", - говорит командир авиационной группы высшего пилотажа "Русские витязи Андрей Алексеев.
Процесс творческий и действительно непрерывный. У них и на земле как в песне: первым делом - самолеты.
"Живое существо самолет, потому что отношение летчика чувствует. Если летчик в плохом настроении и небрежно к самолету, то обязательно какой-то мелкий отказ вылезет. А если ты подошел и его погладил…", - говорит начальник службы безопасности 237-го центра показа авиационной техники Олег Ерофеев.
Никто в мире такое на тяжелых фронтовых истребителях не повторит. А для "Витязей" обычное дело - летать на пределе возможностей машин и себя.
"Даже сегодня прохладно, а все вылезли из самолетов мокрые, потому что выходит много энергии как психологической, так и физической. Нагрузка большая", - говорит Олег Ерофеев.
Первый командир "Русских Витязей" Владимир Баженов все еще летает. Правда, в кабине гражданского лайнера. А СУ-27, признается, до сих пор регулярно пилотируют во сне. "Русский Витязь" - это навсегда.
В горах вьетнамской Комрани в 1995 разбились 3 бело-сине-красных самолета. Погибли 4 пилота. Пятый, Игорь Ткаченко, после сложных показов домой возвращался на грузовом Ил. И потому остался жив. Позывной "Ткаченко" замолк в августе 2009. Гибель командира в авиакатастрофе - еще одна трагическая страница в истории группы. Восполнить такие потери практически невозможно.
"Сейчас в эскадрилье у нас служит порядка 10 молодых летчиков. Из них, дай бог, если 2 мы в пилотажники отберем. 3 - это будет хорошо", - говорит Андрей Алексеев.
Из-за запланированного риска пилотажники должны понимать друг друга с полуслова. Может быть, поэтому и на земле "Витязи" всегда вместе. Желательно семьями. Они и сами как одна большая семья, где все папы желают сыновьям одного - когда-нибудь подняться в небо.