У берегов Камчатки задержано браконьерское судно, на борту которого было несколько тонн крабов
Траулер отконвоировали в порт, где уже стоят на рейде несколько таких же кораблей. Все они ходят под так называемыми удобными флагами: зарегистрированы в экзотических странах. Владельцев установить крайне сложно, а экипажи, как правило, подвергаются дополнительному риску.
Живых крабов по одному пограничники выпускают в море. На счетчике цифра - 5 тысяч 620 особей, это около 6 тонн. Еще 30 тонн обнаружены в трюмах браконьерской шхуны. Судно "Монблан" под флагом Белиза задержано с незаконно добытой партией камчатского деликатеса - самой крупной в этом году
"Пограничные корабли вызывают судно на связь, судно на вызов не ответило, приняли решение сблизиться с судном, судно начало удаляться", - рассказывает командир пограничного сторожевого корабля "Магаданец" СВПУ БО ФСБ РФ Алексей Тимохин.
Только после привлечение авиации ФСБ и нескольких часов погони судно удалось задержать. Никаких документов, разрешающих промысел краба, экипаж предоставить не смог. Браконьерскую шхуну отконвоировали в порт Петропавловска-Камчатского. Здесь, на рейде в Авачинской бухте стоят еще несколько таких судов под флагами стран далеких и теплых.
Большинство браконьерских судов ходят под флагом Камбоджи, порт приписки Пномпень. Также часто встречаются шхуны с пропиской в центральной Америке - Панаме, Белизе или Гондурасе. А вот корабли под флагами Монголии в Охотском море - экзотика. Как известно, эта страна не имеет выхода к морю.
У пограничников даже есть свой термин - "удобные флаги". Ведь получить регистрацию судна в экзотическом порту можно за весьма небольшие деньги - порядка 3-4 тысяч долларов. Этот бизнес на широкую ногу поставлен в столице Камбоджи Пномпене и южнокорейском Пуссане - там флаги на любой вкус, а необходимые документы оформят быстро и без всякой проверки. Экипаж судовладельцы набирают уже в России, а в случае задержания такой шхуны хозяева просто исчезают.
"Социальных гарантий в отношении экипажа никто предоставить не может, судовладельцы используют практику уклонения от участия в данных процессах и делах, как правило, отдавая процессы регулирования отношений агентирующим компаниям, либо просто пускают все на самотек", - пояснил начальник отдела СВПУ БО ФСБ РФ Юрий Камышанский.
Арестованные суда стоят в порту Петропавловска до окончания судебных разбирательств. Порой по несколько месяцев. Найти фирму-судовладельца практически невозможно. Ежегодно от деятельности таких браконьеров Россия несет экономический ущерб в миллиарды долларов. Продукцию сбывают на рынки Юго-Восточной Азии. Процент от сделки получает экипаж. За большие деньги они готовы работать даже с риском для жизни.
По словам руководителя группы общественных связей СВПУ БО ФСБ РФ Андрея Орлова, "некоторые браконьеры используют сложные метеоусловия для того, чтобы уйти от преследования, от ответственности и переправить краба за рубеж".
В январе 2011 года потерпела крушение рыболовецкая шхуна "Партнёр" под флагом Камбоджи. В Росрыболовстве отрыто заявили: судно браконьерское, что значительно затруднило его поиски. На корабле не было оборудования, позволяющего быстро найти объект в случае чрезвычайной ситуации. При шторме капитан успел лишь передать сигнал SOS. Шхуну искали несколько дней, но тщетно. Судно разбилось при шторме, команда погибла.
Экипажи задержанных судов - серьезной ответственности за незаконный промысел, как правило, не несут. Получают либо условные сроки, либо платят штрафы. А через некоторое время вновь выходят на промысел, под новым "удобным флагом".