Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
28 марта 2011, 09:03

У берегов Камчатки задержано браконьерское судно, на борту которого было несколько тонн крабов

Траулер отконвоировали в порт, где уже стоят на рейде несколько таких же кораблей. Все они ходят под так называемыми удобными флагами: зарегистрированы в экзотических странах. Владельцев установить крайне сложно, а экипажи, как правило, подвергаются дополнительному риску.

Живых крабов по одному пограничники выпускают в море. На счетчике цифра - 5 тысяч 620 особей, это около 6 тонн. Еще 30 тонн обнаружены в трюмах браконьерской шхуны. Судно "Монблан" под флагом Белиза задержано с незаконно добытой партией камчатского деликатеса - самой крупной в этом году

"Пограничные корабли вызывают судно на связь, судно на вызов не ответило, приняли решение сблизиться с судном, судно начало удаляться", - рассказывает командир пограничного сторожевого корабля "Магаданец" СВПУ БО ФСБ РФ Алексей Тимохин.

Только после привлечение авиации ФСБ и нескольких часов погони судно удалось задержать. Никаких документов, разрешающих промысел краба, экипаж предоставить не смог. Браконьерскую шхуну отконвоировали в порт Петропавловска-Камчатского. Здесь, на рейде в Авачинской бухте стоят еще несколько таких судов под флагами стран далеких и теплых.

Большинство браконьерских судов ходят под флагом Камбоджи, порт приписки Пномпень. Также часто встречаются шхуны с пропиской в центральной Америке - Панаме, Белизе или Гондурасе. А вот корабли под флагами Монголии в Охотском море - экзотика. Как известно, эта страна не имеет выхода к морю.

У пограничников даже есть свой термин - "удобные флаги". Ведь получить регистрацию судна в экзотическом порту можно за весьма небольшие деньги - порядка 3-4 тысяч долларов. Этот бизнес на широкую ногу поставлен в столице Камбоджи Пномпене и южнокорейском Пуссане - там флаги на любой вкус, а необходимые документы оформят быстро и без всякой проверки. Экипаж судовладельцы набирают уже в России, а в случае задержания такой шхуны хозяева просто исчезают.

"Социальных гарантий в отношении экипажа никто предоставить не может, судовладельцы используют практику уклонения от участия в данных процессах и делах, как правило, отдавая процессы регулирования отношений агентирующим компаниям, либо просто пускают все на самотек", - пояснил начальник отдела СВПУ БО ФСБ РФ Юрий Камышанский.

Арестованные суда стоят в порту Петропавловска до окончания судебных разбирательств. Порой по несколько месяцев. Найти фирму-судовладельца практически невозможно. Ежегодно от деятельности таких браконьеров Россия несет экономический ущерб в миллиарды долларов. Продукцию сбывают на рынки Юго-Восточной Азии. Процент от сделки получает экипаж. За большие деньги они готовы работать даже с риском для жизни.

По словам руководителя группы общественных связей СВПУ БО ФСБ РФ Андрея Орлова, "некоторые браконьеры используют сложные метеоусловия для того, чтобы уйти от преследования, от ответственности и переправить краба за рубеж".

В январе 2011 года потерпела крушение рыболовецкая шхуна "Партнёр" под флагом Камбоджи. В Росрыболовстве отрыто заявили: судно браконьерское, что значительно затруднило его поиски. На корабле не было оборудования, позволяющего быстро найти объект в случае чрезвычайной ситуации. При шторме капитан успел лишь передать сигнал SOS. Шхуну искали несколько дней, но тщетно. Судно разбилось при шторме, команда погибла.

Экипажи задержанных судов - серьезной ответственности за незаконный промысел, как правило, не несут. Получают либо условные сроки, либо платят штрафы. А через некоторое время вновь выходят на промысел, под новым "удобным флагом".

Читайте также: