В Самаре приземлился лайнер Ту-154, вновь поднявшийся в воздух после аварии
Это тот самый борт, который в сентябре прошлого года аварийно сел на заброшенном аэродроме посёлка Ижма после того, как в воздухе у него отказали все приборы. Благодаря мастерству лётчиков, все пассажиры тогда остались живы. И вот сегодня впервые после того случая самолёт снова поднялся в небо. По пути в Самару, где ему предстоит ремонт, Ту-154 совершил промежуточную посадку в Ухте.
Разгон, отрыв и набор высоты. Чтобы подняться в небо, Ту-154 хватило и 800 метров, при том, что по техническим нормам для взлета самолета такого типа необходимы 2300 метров.
При взлете в таких условиях на счету каждый килограмм, в баках самолета всего 11 тонн топлива. Его едва хватит для перелета до соседней Ухты. Это всего 20 минут в воздухе. На борту только экипаж из 4 человек, минимум высоты - 3600 метров и на всякий случай - неубранные шасси.
Готовить машину к взлету начали за несколько недель. Необходимо было очистить полосу от снега, сугробы были до пояса. В местном магазине хозтоваров снежные лопаты моментально стали дефицитом.
За сам лайнер взялись за пару часов перед взлетом. Противообледенительной жидкостью корпус и крылья приходилось опрыскивать из лейки и таким необычным способом. По-другому в заброшенном ижемском аэропорту самолет к полету не подготовить.
Посадка здесь же в сентябре прошлого года, в отличие от сегодняшнего взлета, была куда опаснее. На высоте более 10 километров у пилотов вышли из строя системы навигации и электроснабжения, а топлива осталось на 26 минут. В последний момент пилоты разглядели заброшенный аэродром. Самолет выскочил за пределы полосы, увяз в болоте, но 72 пассажира и весь экипаж остались в живых.
За спасание людей и самолета командирам Ту-154 Дмитрий Медведев присвоил звание Героя России, остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Не остался без внимания и бывший начальник ижемского аэродрома Сергей Сотников. Почти 14 лет он следил за полосой, ругался с лесорубами, грибниками, которые оставляли на полосе свои машины, и вырубал заросли травы и кустов.
Специалисты авиапредприятия "Алроса" решили не просто сохранить самолет, а даже поднять его в воздух. Ремонт Ту-154 провели прямо в лесу. Самолету обновили обшивку фюзеляжа и крыльев, заменили шасси и установили новые двигатели.
Проводить Ту-154 в полет собрались многие ижемцы. Пилоты, развернувшись, специально пролетели над аэродромом и на прощание подмахнули крыльями поселку, его жителям и полосе, ставшей для самолета почти родной.
20 минут полета, заход на посадку - и лайнер на поле. Первый полет отремонтированного Ту-154 прошел в штатном режиме. Короткая дозаправка и техосмотр в Ухте и снова на взлет. Курс на Самару. Там лайнер пройдет более тщательную диагностику и, возможно, вернется в небо. Во всяком случае, решение об окончании летной карьеры этого Ту-154 еще не принято. К тому же, местные жители попросили дать легендарному самолету имя своего, теперь знаменитого поселка - Ижма.