Система безопасности на российских транспортных объектах внешне заметно изменилась
По крайне мере, почти на всех крупных вокзалах теперь стоят рамки металлодетекторов. Но даже там, где оборудование появилось, оно работает далеко не всегда.
Вокзал в Новосибирске: 2 рамки, 1 полицейский. Он задумчиво стоит. Если бы не форма, можно было бы подумать, что мужчина просто кого-то ожидает. Через минуту на подмогу пришёл коллега. После смены караула активности у рамок безопасности не прибавилось. Через них по-прежнему проходить не обязательно - каждый второй их просто обошел стороной.
На вокзале в Калининграде металлоискателей нет вообще. Полиции - тоже.
В Кирове тоже живут без металлодетекторов на вокзале, зато сотрудники полиции с обученными собаками на объекте дежурят. Но это, скорее, заслуга телефонных хулиганов, что регулярно сообщают о заложенной взрывчатке.
К счастью все звонки были ложными, что, вероятно, сказалось на бдительности блюстителей порядка: появление мужчины с двумя тяжелыми коробками в руках оставило их равнодушными.
Совсем другая картина в столице: здесь и рамки, и полиция. Только непонятно, по какому принципу пассажиров досматривают. Индикаторы металлоискателей горят беспрестанно, а содержимое сумок проверяют выборочно.
Рамка не запищит, если в сумке нет металла, зато у полицейских в инструкции есть пунк, согласно которому, даже если детектор молчит, сомнительных личностей с крупным багажом за плечами тоже нужно проверять.
На Курском вокзале в Москве, чтобы всех пропустить сквозь рамки, работает 2 входа. Один - для пригородных пассажиров, в другой идет смешанный поток. Здесь проверяют и тех, на кого реагируют детекторы, и просто подозрительных лиц с негабаритной кладью.
По словам начальника Курского железнодорожного вокзала Константина Кравцова, это "крупные рюкзаки, спортивные рюкзаки, сумки-баулы, хозяйственные сумки, которые использовали раньше челноки - все такое, что возможно использовать для проноса любого противозаконного материла, средства".
У пассажиров к такому режиму работы вокзала отношение неоднозначное. Кто-то относится равнодушно, кто-то поддерживает, кто-то считает, что эффективнее сумки "просвечивать".
На Курском вокзале, по пригородному направлению в пиковое время проходит до 50 тысяч человек за час. Если на досмотр каждого тратить хотя бы 5 секунд, проверка всех желающих уехать вечером из Москвы займет несколько дней. Очевидно, что при существующей системе контроля это нереально. Изменить ее поможет высокотехнологичное оборудование, которое, вполне возможно, уже скоро появится на станциях метро и вокзалах.