В Санкт-Петербурге подводят первые итоги эксперимента на дорогах
Эксперимент заставил оплатить штрафы тех, кто это делать обычно не торопится. Любителям полихачить инспекторы теперь предлагают расплачиваться прямо на месте, в патрульном автомобиле, где есть мобильный платёжный терминал.
Такого прямолинейного предложения от инспектора на дороге Наталья еще никогда не слышала. За превышение скорости на 30 километров в час её попросили пройти в патрульный автомобиль и оплатить штраф на месте. Обычной банковской карточкой.
За время водительского стажа, штрафов у Натальи накопилось немало. Признается, в банк идти ей просто лень. А вот так, прямо на дороге, говорит, даже удовольствие получила. Инспекторы признаются: техническая новинка им тоже пришлась по душе, больше не приходится подолгу вручную заполнять бланки квитанций.
"Квитанцию за меня напечатал компьютер, я ничего не писал, набрал на виртуальной клавиатуре постановление в двух экземплярах, плюс автоматически чек, что штраф погашен", - рассказывает инспектор ДПС Николай Иванов.
Информация об оплате тут же поступает в общенациональную базу данных. Тоже плюс. Уведомления о платежах по старинке, через банк, случается, просто не доходят до ГАИ. Впрочем, если у водителя нет банковской карты, инспектор выпишет привычную квитанцию.
Оформленные постановления патрульные сдают после каждого дежурства. По закону, эти материалы должны храниться три года.
По закону к неплательщикам применяются суровые санкции, о которых, впрочем, мало кто задумывается.
"Для нарушивших правила дорожного движения есть 10 дней для обжалования решения и 30 дней для уплаты штрафа. В случае, если он это не делает, законом предусмотрено удвоение суммы штрафов", - говорит начальник 5-го управления ГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу Татьяна Зыбина.
Взыскивать платежи с нерадивых водителей обязанность службы судебных приставов, но справиться с таким объемом работы, признаются сотрудники службы - просто невозможно. 115 тысяч неоплаченных штрафов в Петербурге за прошлый год. Зачастую процедура взыскания обходится государству дороже суммы штрафа.
"Принудительное взыскание с использованием всего того объёма полномочий, которым наделена наша служба, безусловно невыгодно, - считает заместитель главного судебного пристава Санкт-Петербурга Вадим Дмитриев. - Это абсурдно: бегать за человеком, чтобы получить сто рублей".
Запретить всем мелким должникам-нарушителям выезд за границу приставы тоже не могут. Решить проблему массовых неплатежей надеются установкой мобильных терминалов в патрульные автомобили ГАИ. Пусть дорого: один комплект оборудования стоит около 100 тысяч рублей, но, как показала практика, окупается он всего за месяц. Ведь редкий водитель отказывается заплатить штраф на месте.