Настоящая война разразилась между владельцами маршрутных такси в Магнитогорске
Предприниматели борются за право перевозить горожан. И далеко не всегда законными методами. Дело дошло до того, что микроавтобусы поджигают, ломают, бьют стекла. А началось всё, когда городская администрация решила навести порядок в сфере перевозок.
Две трети дорожных аварий в происходят по вине именно маршруток, утверждают в ГАИ Магнитогорска. Некоторые автомобили вообще не должны выходить на линии, не только из-за неисправностей. Например один из водителей не смог объяснить, почему на уже сданную в утиль маршрутку прикручены номера от другого авто.
Как говорит предприниматель Тамара Ереклинцева, "в городе должно ходить 800-900 маршруток, а ходило чуть ли не 1600".
Тамара теперь "легальный" перевозчик. Она и еще 7 предпринимателей победили на конкурсе, устроенном администрацией Магнитогорска, и получили право перевозить пассажиров по установленным маршрутам. Но оказалось, что у легальных фирм есть конкуренты, решившие действовать криминальными методами. Сразу после объявления результатов конкурса одну из машин Тамары подожгли прямо вместе с водителем - на конечной остановке закинули в салон канистру с бензином. Шофер получил сильные ожоги рук и головы.
"После этого у меня половина парка на линию не вышла людей, потому что все напугались и перестали выходить на линию, - говорит Т.Ереклинцева. - Кто-то заболел, кто-то еще что-то".
В городе сгорело несколько маршрутных такси, прямо на ходу хулиганы камнями разбивали стекла в машинах, угрозами заставляли водителей уезжать с маршрута. Нелегалы даже перекрывали движение, оставляя свои маршрутки на трамвайных путях.
Горожане возмущаются. Но если отбросить эмоции, выясняется: все дело в финансовой стороне вопроса. Многие предприниматели на конкурс не пошли потому, что не захотели платить за маршруты - это было одним из условий договора. Стоимость от 3 до 7 миллионов рублей. Оплата в течение 5 лет.
"Мне продают это право на работу, но я плачу все налоги, я имею лицензию, федеральную лицензию, я могу осуществлять пассажирские перевозки по российской федерации, но в городе Магнитогорске я должен купить это право", - говорит предприниматель Павел Ялинский.
Устроители конкурса отвечают: город вправе продавать маршруты. Так в Магнитогорске решили перенять опыт Оренбурга и Казани, где уже действует такая система.
По словам советника главы г.Магнитогорск Кирилла Маркевича, "если кого-то не устраивает, то среди остальных перевозчиков – очередь". "Люди заявились на конкурс, люди победили, люди довольны, начинают работать и зарабатывать деньги, они не платят криминальной крыше, они платят деньги в бюджет города", - говорит он.
Тем не менее, районная Прокуратура проводит проверку того, как проводился сам конкурс и по каким критериям определяли победителей. Администрация же города вместе с сотрудниками ГАИ уже начали борьбу с так называемыми "нелегалами". Определить их легко: в отличие от официальных перевозчиков у них нет особых наклеек на машинах. Водителей таких маршруток наказывают за то, что они не имеют разрешение на перевозку. Штраф существенный – 5 тысяч рублей. А пассажиры же вынуждены ждать, пока на водителя составят протокол.
Конкурс мэрия объявляла, чтобы навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Владельцам нелегальных маршруток уже пригрозили лишением лицензий за нарушение требований, которые предъявляет город к водителям этого вида транспорта.
Предприниматели в свою очередь в суде попытаются оспорить законность проведения конкурса на право официально называться перевозчиком. Горожанам же на время, пока здесь происходит маршрутная революция, предложили чаще пользоваться трамваем и приготовиться к тому, что вовремя добраться до места назначения им сейчас вряд ли удастся.