Ход расследования взрыва в «Домодедово» и какие теракты удалось предотвратить спецслужбам
На этой неделе руководители Следственного комитета и ФСБ России доложили Президенту о расследовании теракта в "Домодедово", в котором погибли 36 человек. Однако все обстоятельства дела и имена подозреваемых в причастности к этому взрыву останутся в тайне до окончания следствия.
Президент Медведев приказал найти "этих подонков" и сделать так, чтобы "земля горела у них под ногами". Пока этого не сделано, преступление нельзя считать раскрытым. Специфика работы спецслужб не подразумевает рассказа о каждом предотвращенном теракте – нам становится известно только по прошествии долгого времени, что таких взрывов, как в "Домодедово", могло быть несколько.
Имя террориста, взорвавшегося в аэропорту "Домодедово", хоть и неофициально, но все-таки названо. По данным агентства Интерфакс, ссылающегося на источник в правоохранительных органах, это некий Магомед Евлоев. Дом его семьи расположен в ингушском селе Али-Юрт. Впрочем, здесь Евлоева не видели уже несколько лет. В местной школе он проучился с первого по девятый класс, а потом следы теряются.
Евлоев, рассказывают местные жители, вроде бы уехал на заработки в Краснодар, по крайне мере так он говорил родителям. С тех пор его никто не видел. Впрочем, никаких официальных подтверждений его причастности к теракту пока нет, известно лишь, что спецслужбы установили личность террориста-смертника. Фамилию не называют.
На этой неделе руководители ФСБ и Следственного комитета отчитывались перед Президентом о том, как идет расследование. Известны уже и организаторы взрыва. "Мы отрабатываем всех участников, которые имели отношение к доставке смертника и взрывного устройства. И на сегодняшний день мы предполагаем, кто является организатором этого террористического акта, и проводим необходимые работы по закреплению, и, естественно, розыску лиц, имеющих отношение к этому преступлению", - рассказал глава ФСБ Александр Бортников.
По словам Дмитрия Медведева, раскрытым это преступление пока называть рано. "Работу эту нужно продолжить, этих подонков нужно искать, делать это так, чтобы земля у них под ногами горела, но именно работать, а не пиариться", - подчеркнул Президент. "Поэтому хотел бы, чтобы эта кропотливая и сложная процессуальная деятельность была продолжена и только после этого вы мне доложили о расследовании и о обнаружении преступников, изобличенных соответствующим образом, то есть о раскрытии преступления, это должно быть сделано максимально тщательно", - сказал Дмитрий Медведев.
Между тем на этой неделе появились подробности еще одного дела - о взрыве 31 декабря в стрелковом клубе на окраине Москвы. В коттедже, который снимали террористы, не осталось ни оного целого стекла и даже треснула стена. Смертница в результате погибла. Ее сообщницу Зейнап Суюнову задержали через несколько дней в Волгограде. На фотографии в компьютере репортера "Московского комсомольца" Ирины Куксенковой она позирует с оружием в руках. По словам Ирины, Суюнова была куратором террористки и должна была довести ее до места взрыва. А ее саму участвовать в подготовке теракта боевики заставили шантажом. "У Суюновой был маленький ребенок, и чтобы втянуть ее в эту организацию террористическую и заниматься кураторством шахидок, ее шантажировали ребенком", - рассказала Куксенкова. По словам журналистки, никто не знает, где сейчас находится ребенок Суюновой. "Возможно, он у боевиков, потому что у родственников его нету и они о его судьбе ничего не знают", - пояснила она.
Следователи говорят: 31 декабря террористы планировали взрыв в центре Москвы. По этому делу сейчас в розыске еще несколько человек, в том числе Виталий Раздобудько и его жена Марина Хорошева. В родном селе Хорошевой под Пятигорском в это стараются не верить. Девушка из хорошей семьи - и вдруг такое. Связь с близкими, впрочем, и Хорошева и Раздобудько, да и Суюнова давно не поддерживают. Истории как под копирку - у всех нормальные семьи, хорошо учились, а потом связались с боевиками. Дальше об их судьбе говорят только ориентировки спецслужб.
Путь в смертники довольно короткий. И такой способ устраивать теракты, по словам оперативников, становится в последнее время все более распространенным. Активные боевые действия вести почти невозможно, да и затратно. Как пояснил оперативный сотрудник ФСБ, "гораздо дешевле отправить боевика - либо сделать из пособника боевиков, либо из родственников боевиков смертницу либо смертника - и обеспечить его доставку туда, куда нужно".
Вычислить террориста-смертника тоже гораздо сложнее и уж тем более арестовать. При задержании они обычно стараются подорваться. Живыми их удается взять далеко не всегда. И потому в суде такие дела рассматриваются нечасто. Несостоявшегося подрывника-убийцу Турко Батаева этой осенью осудили на 10 лет. Он должен был устроить взрыв в московском метро в День города в 2009 году. "Турко Батаев прибыл в Москву в конце августа 2009 года, находился под наблюдением Федеральной службы безопасности, и когда мы окончательно удостоверились в его намерениях и получили достоверные сведения о том, что с ним находится доставленное им в Москву взрывное устройство, мы его арестовали", - рассказал оперативный сотрудник ФСБ.
Пластит Батаев провез в подошвах собственных ботинок. Он же вывел оперативников на второго террориста - Бекхана Оспанова, который должен был приехать в Москву чуть позже. При задержании боевика застрелили.
И Батаев, и Оспанов были членами банды Гакаевых И именно эта банда чаще всего использует смертников. В мае 2010 года очередным должен был стать Ислам Якубов - он даже записал видео обращение к соратникам. Предполагалось, что свой пояс он взорвет 9 мая в Грозном. Впрочем, он был убит в перестрелке с силовиками еще на подходе к городу. На подобном же видео младший брат главаря банды Муслим Гакаев представляет еще одного террориста Абубакара Алхазова. Он должен был взорваться в Грозном 20 мая 2010 года. Как раз при попытке устроить теракт его и застрелили. По словам сотрудников ФСБ, в гакаевской банде есть и иностранные наемники - и явно не без их помощи боевикам прививают идеологию смертников.
Эффективные способы борьбы с таким проявлением терроризма сейчас ищут спецслужбы во многих странах мира - только в России за 2010 год удалось предотвратить около сотни терактов. Правда, считают обычно наоборот – не предотвращенные. Каждый из них – трагедия всей страны. Оперативники говорят: в таких условиях главная задача – работать на опережение. И знать о намерениях бандитов задолго до того, как очередной террорист выйдет из леса.