Меры безопасности в России будут вслед за транспортом усилены на объектах социальной сферы
Такое поручение дал сегодня Дмитрий Медведев. Он провел совещание в передвижном пункте МЧС возле станции метро "Охотный ряд", которую посетил до этого.
Пассажиры московской подземки были немало удивлены, увидев Дмитрия Медведева. Он спустился в метро, чтобы оценить, как идет работа по обновлению систем безопасности. Несмотря на появления главы государства, станция работала как обычно: ни эскалаторы, ни переходы никто не перекрывал. То, что продемонстрировали Президенту, - своего рода пилотный проект. Например, рамки и сканеры, как в аэропортах. Это, конечно, не значит, что всем в будущем придется проходить настолько тщательный контроль, однако подозрительных пассажиров милиция сможет проверить дополнительно. На "Охотном ряду" эта техника была установлена в декабре и сейчас работает в тестовом режиме. Постепенно она появится и на остальных станциях.
Современные средства обеспечения безопасности в метрополитене - целый набор устройств. Среди них - мобильный рентген-комплекс, с помощью такой техники можно понять на расстоянии, что находится внутри подозрительного предмета, оставленного на станции или в вагоне. А портативный газоанализатор за 4 секунды даёт ответ, содержит ли подозрительный предмет взрывчатые вещества.
Таким образом, рассказали Дмитрию Медведеву, в случае ложной тревоги не потребуется ждать взрывотехников, закрывать станцию и эвакуировать людей.
Среди новинок - система радиационного контроля. Кроме того, специальные мониторы позволяют информировать пассажиров в случае любых возможных ЧП. Подобная техника постепенно появляется не только в Москве, но и в других городах.
После разговора в вестибюле станции Медведев спустился на платформу. Там тоже речь зашла о системе оповещения. Медведев опробовал терминал, где можно вызвать экстренные службы, а затем предложил усовершенствовать технологию.
Дмитрий Медведев: "Надо сделать так, чтобы это было понятно всем, текстовое сообщение не все читают, гудеть – народ тоже не понимает, что гудит. Надо речевое сообщение".
Все эти приборы - не просто набор разработок, это часть комплексной программы по обеспечению безопасности на транспорте. Она появилась в марте 2010 года сразу после терактов на станциях "Лубянка" и "Парк Культуры". Детали обсуждались уже на совещании, оно состоялось в подвижном пункте МЧС - так называется специальный двухэтажный автобус, он находился рядом с выходом из метро. Разработки отечественные, докладывают Президенту. Впрочем, надежда не только на технику. Уже известно, что в Москве будет расширена и кинологическая служба.
Сергей Собянин: "Мы можем эту программу сделать, она мне кажется очень эффективной в силу того, что собаки будут работать на входе в метро, не внутри, где уже пассажиры скапливаются, а на входе, то есть это профилактическое мероприятие, очень сильное".
Дмитрий Медведев: " Абсолютно. Это все равно будет воздействовать на различного рода сумасшедших и на тех, кто замыслил совершение умышленного преступления. Это тоже не стопроцентная гарантия, но это все-таки психологический фактор. Так что подумайте и с Москвой, и по другим мегаполисам, каким образом эту работу организовать. Я думаю, что в бюджетах соответствующих субъектов Федерации, городов деньги на это найти можно и если что, помогут и другие".
В Санкт-Петербурге на станции "Чкаловская" идет установка аналогичных приборов. Президент призвал не затягивать с их внедрением.
Дмитрий Медведев: "Сама по себе эта система, безусловно, прогрессивная, нужно просто ее доводить до ума, что называется. Пилотный режим вывести уже в тестовый, а тестовый вывести в режим постоянного использования. Но при этом нужно ее совершенствовать, это, наверное, не сложно. Более сложной, конечно, является работа, связанная с анализом поражающих веществ. Но здесь, я надеюсь, что все работы, которые ведутся и должны будут проведены, они будут направлены на то, чтобы эту тему дальше развивать".
Системы оповещения должны появиться к 2012 году во всех метрополитенах страны, а в 2014 году российские транспортные узлы должны быть полностью оснащены современными системами безопасности.