В России не будут повышать пенсионный возраст и увеличивать число рабочих часов в неделю
На этой неделе поставлена точка в дискуссии вокруг необходимости увеличения рабочих часов в неделю и повышения пенсионного возраста. В том, что этого не произойдет, пока правительство не повысит качество жизни в стране, участников съезда Федерации независимых профсоюзов заверил премьер-министр правительства Владимир Путин.
Машинист тепловоза Петра Логинова почти год не получает заработную плату. Но всё это время, признается Логинов, качканарская дорожно-строительная компания, в которой он работает, ни на день не остановило производство. И даже иногда выдавало деньги. Но зарплатой эти суммы вряд ли назовешь.
Петр Логинов: "У меня зарплата, как написано в корешке, 15 тысяч рублей. Мне выплачивают 1300".
Сейчас компания должна только Петру Логинову 100 с лишним тысяч рублей. А таких как он на предприятии – 60 человек. И как получить заработанные деньги - здесь не знают. В схожей ситуации оказалась и кировоградская птицефабрика.
Для Кировограда птицефабрика - это градообразующее предприятие, со штатом свыше тысячи сотрудников. Здесь тоже началось всё с задержек зарплат. А в октябре прошлого года фабрику вообще решили закрыть, но тут вмешался собственный профсоюз.
Василий Деркач, руководитель профсоюзного движения: "Федерация профсоюзов, во-первых, направила письмо в антикризисную комиссию, которая действует при правительстве в области, с целью рассмотреть данную ситуацию и проанализировать с позиции предумышленного банкротства".
Эта профсоюзная борьба продолжается до сих пор. Но есть уже результаты: процесс банкротства на птицефабрике удалось приостановить. Владельцев также обязали выплатить долги по зарплате.
Эта тема "невыплат" стала одной из главных на прошедшем на этой неделе 7-м съезде Федерации независимых профсоюзов России, на котором присутствовал председатель правительства Владимир Путин. Прошедший год, заявил премьер, показал рост промышленности, но проблемы с задержками зарплат остались до сих пор.
Владимир Путин: "По состоянию на 1 декабря 2010 года общий объём задолженности по зарплате по стране составил 3,2 млрд рублей - это меньше 1% от месячного фонда заработной платы и в 2,7 раза ниже, чем на 1 апреля 2010 года, когда зафиксирован пик по долгам. Но общая статистика, конечно, не может и не должна успокаивать. Мы обязаны видеть за ней проблемы каждого конкретного человека и конкретных трудовых коллективов. Поэтому и дальше будем постоянно мониторить ситуацию, использовать имеющиеся у нас административные рычаги для реагирования на любые случаи задержек заработной платы".
Реагировать правительство будет и на другие проблемы, которые до сих пор существуют на отечественном рынке труда. Взаимоотношения между работником и работодателем, отметил премьер, ещё далеки от идеальных. Но, чтобы они стали лучше, в конце прошлого года состоялось подписание главного трудового документа страны - трехстороннего генерального соглашения между правительством, профсоюзами и капиталом в лице РСПП. Именно этот документ регулирует отношения сторон.
Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России: "В частности это генеральное соглашение предусматривает, что необходимо пересмотреть методику определения потребительской корзины. И на этой основе должны, естественно, вырасти заработные платы. В частности, минимальный размер оплаты труда. И об это говорится в соглашении".
Это соглашение - уже одиннадцатое по счету. Но не было ещё ни разу, чтобы его подготовка прошла гладко. И на прошедшем профсоюзном съезде многие вспоминали прошлогоднюю инициативу РСПП - внести изменения в трудовой кодекс и "сделать рабочую неделю 60-часовой".
Федор Прокопов, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП): "Речь шла об очень простой и технической вещи. Разрешить на одном рабочем месте у одного работодателя расширить границы внутреннего совместительства. Уйти от избыточного бюрократического оформления бумаг. Для того чтобы зафиксировать в Трудовом кодексе то, что на сегодняшний день есть по жизни".
Это предложение ни у кого не нашло поддержки. Его осудили профсоюзы и правительство. Еще в декабре прошлого года во время телевизионного общения с гражданами страны Владимир Путин заявил, что относится к этой идее отрицательно. А на съезде премьер поставил в этом вопросе точку.
Владимир Путин: "По нашему законодательству, продолжительность трудовой недели составляет не более 40 часов на основной работе и до 20 часов на работе по совместительству. Эти положения пересмотру не подлежат. Повышать производительность труда необходимо за счет технологических новшеств, роста квалификации работников. А не за счет введения потогонной системы".
Как в жизни строятся отношения между работником и работодателем, на Байкальском ЦБК знают не понаслышке.
После остановки завода и сокращения персонала в 2008 году, здесь тоже говорили, что все права при восстановлении на работу будут соблюдены. И увольняясь, отбельщица Анна Грошикова, думала так и будет. Но каково же было удивление, когда при возвращении на комбинат, она получила новый договор. Он оказался краткосрочным, срок в котором со временем сократился до минимума.
Анна Грошикова, отбельщик цеха Байкальского Целлюлозно-бумажного комбината: "Если раньше, например, был договор на 7 месяцев, то сейчас с открытой датой. И завтра или послезавтра мне могут сказать: "Не нуждаюсь в ваших услугах", и пошел вон".
Юрист Елена Герасимова уже неоднократно сталкивалась с такими делами. Но на рынке труда, объясняет она, существуют и более изощренные схемы обмана. Как, например, система "заемного труда". Её используют, когда предприятию нужна дешёвая рабочая сила, которую набирают через частные агентства занятости.
Елена Герасимова, юрист: "Работник принимается на работу ни непосредственным своим работодателем, а через третье лицо, через другую юридическую организацию, через посредника, который находится неизвестно где. У которой учредитель – бомж, и которой невозможно адресовать претензии".
Именно в такую ситуацию попала Марина Рыжкова. Она приехала в Москву работать на кондитерской фабрике упаковщицей новогодних подарков. Ей обещали 25 тысяч рублей ежемесячно. Но в день зарплаты ей, как и другим девушкам, так же устроившимся на эту работу, на заводе объяснили, что их деньги переведены на счет компании, которая их трудоустраивала. Каково же было разочарование Марины и её подруг, когда оказалось, что агентства уже не существует.
Марина Рыжкова: "Они не выплатили нам, которые работали весь сентябрь, октябрь и ноябрь. Это люди, кому вообще ничего не выплатили. Вот Ириша, ей вообще не дали денег".
Бороться с этим явлением как раз может профсоюз предприятия, которое использует такую схему приема на работу. И на кондитерской фабрике так и произошло. Профсоюз помог этим девушкам получить заработанные деньги. Но, к сожалению, так происходит не всегда.
Владимир Путин: "Нам всем нужны по-настоящему сильные, дееспособные, независимые профсоюзные организации. Вместе с тем нередки случаи, когда их деятельность приобретает и формальный характер, а выполнение прямых функций по защите прав трудящихся подменяется, должен об этом сказать прямо, иногда собственным пиаром, решением личных вопросов, обслуживанием интересов собственников и работодателей за спиной рабочих коллективов. Не скрою, такие жалобы не редко звучат в ходе моих встреч на предприятиях. Думаю, что к таким сигналам нужно прислушаться, нужно на них реагировать и делать соответствующие выводы".
Одним из таких примеров, когда выводы были сделаны, стало возобновление на этой неделе работы шахты Первомайская. Это пример, когда профсоюз не пошел на поводу у руководства предприятия. И почти полугода добивался от владельцев отмены решения о закрытии.
Таких историй, говорили на съезде, должно быть как можно больше. Только в этом случае каждый работник в стране сможет чувствовать себя действительно защищенным.