Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
12 января 2011, 21:05

Польше передан доклад о причинах катастрофы Ту-154 под Смоленском

Окончательный отчет о расследовании смоленской авиакатастрофы, в которой в апреле 2010 года погиб Президент Польши и еще 95 человек, польской стороне передал Межгосударственный авиационный комитет. Эксперты признанной в мире организации готовы на любом международном уровне отстаивать свои выводы о том, что у пилотов были все возможности избежать трагедии. Их предупреждали об опасности, но предупреждения были проигнорированы.

"Во что бы то ни стало посадить самолет". Это не эмоциональная, а официальная, прописанная в итоговом документе Межгосударственного авиационного комитета – независимой организации с 20-летним стажем работы в 56 странах. За этим "во что бы то ни стало" видимость впятеро ниже положенной, вертикальная скорость посадки 8 метров в секунду - вдвое выше нормы, и игнорирование настоятельных рекомендаций с земли уйти на запасной аэродром.

Татьяна Анодина, председатель МАК: "Непосредственными причинами катастрофы явились непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме "Смоленск-Северный" значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумов".

Диспетчеров аэродрома не послушали или неправильно поняли . Но ведь и коллеги - польские пилоты, с трудом сумевшие посадить там же Як-40, - тоже предупреждали.

Пилоты Як-40: "Ты знаешь, в общих чертах, здесь полный каюк. Видно метров 400, а высота нижней кромки облаков меньше 50 метров".

Шансы увести самолет были, если бы выполнили предложенное с земли -начать мгновенный подъем с высоты сто метров.

Алексей Морозов, председатель Технической комиссии МАК: "Разрешения на посадку не давалось. Экипаж был обязан инциировать уход на второй круг, однако самовольно продолжил снижение с включенным автопилотом и автоматом тяги".

Разрешения на посадку в таких условиях диспетчеры не давали, но и запретить не могли.

Татьяна Анодина, председатель МАК: "Командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельное решение о возможности посадки на аэродром с возложением на себя ответственности за принятое решение. Диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением только до ста метров, с которой экипажу необходимо было выполнить уход на второй круг. Экипаж это указание подтвердил".

Дальше персонал группы полетов аэродрома мог только информировать экипаж о местоположении самолета. Пилоты же решили не запрашивать посадочный радиолокатор, то есть дали понять - пойдут по своим приборам.

Татьяна Анодина, председатель МАК: "Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так для аэродрома, так и для самолета".

Не отключали автоматику до последних мгновений. А ведь военный аэродром "Северный" не оборудован техникой , способной поддерживать такой режим. Польский экипаж должен был это знать. Но он, похоже, не знал и многого другого.

Алексей Морозов, председатель Технической комиссии МАК: "Учитывая, что командир воздушного судна длительное время, более 5 месяцев, не выполнял заходы на посадку в метеоусловиях, соответствующих его минимуму, а подтверждение самого минимума было просрочено, неуверенность командира воздушного судна в возможности производства посадки, связанная с ухудшением метеоусловий, потребовала от него мобилизации психологических резервов. С этого момента времени командир воздушного судна и весь экипаж находились в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения".

На чем они могли тренироваться? У Польши было всего два самолета Ту-154, один из которых на ремонте. С такими часами налета экипаж не мог досконально изучить машину, что и польские эксперты подтверждают.

Томаш Хыпки, секретарь Авиационного комитета Польши: "Бортинженер, как я помню, в 50-60 часов, это ненормально, это так не может быть. Навигатор 30 часов. Это очень мало, и не надо, чтобы такие люди, такие пилоты, возили президента и премьера".

Трагедия вообще началась в Варшаве, считает бывший командующий эскадрой 36-го Польского спецполка. Когда формировали экипаж.

Стефан Грушчик: "Выбор экипажа был фатальный. Экипаж вообще, я это говорю со всей ответственностью, не знал русского языка. Они также не знали процедур, которые необходимо соблюдать при посадке на российских военных аэродромах".

Межгосударственный комитет констатирует: пилоты вели себя не так, как нужно было, чтобы избежать катастрофы. Почему не ушли на запасной аэродром? Пытались довести самолет до высоты, с которой можно было посадить, ориентируясь визуально? И самое непонятное - не выполнили приказ системы раннего предупреждения о скором столкновении с землей?

Они находились под слишком сильным психологическим давлением. Мало того, что на борту, который в 2008 году уволил пилота, отказавшегося сажать этот же Ту-154 в Тбилиси по соображениям безопасности. Директор Президентского протокола и главком ВВС вообще за спиной! В кабине!

Капитан воздушного судна (10:26:17): "Господин директор, появился туман. В данный момент в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти. Сделаем один заход. Скорее всего, ничего из этого не получится".

Татьяна Анодина, председатель МАК: "Присутствие главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало".

И давление-то оказывал человек находившийся в состоянии, в котором его на земле к управлению автомобилем не допустят.

Татьяна Анодина, председатель МАК: "По результатам судебно-медицинской экспертизы, в крови главнокомандующего ВВС обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 0,6 промилле".

Степень вины тех или иных фигурантов дела оценивать теперь Следственному комитету. Дополнительные данные понадобятся, например, о телефонных соединениях пассажиров 101 борта с землей в момент снижения самолета.

Владимир Маркин, официальный представитель СК РФ: "Только сопоставив и проанализировав все имеющиеся материалы по делу, в том числе отчет технической комиссии, результаты авиационно-технической и других судебных экспертиз, а также после завершения всего объема следственных и иных процессуальных действий, исполнения поручений о международно-правовой помощи по делу, следствие может принять законное и обоснованное процессуальное решение, которое установит причины и условия, которые привели к авиакатастрофе и лиц, виновных в этом происшествии".

"Беспрецедентная открытость": так характеризует глава МАК условия, в которых шло расследование. Польские эксперты получили 60 томов документации и даже все расшифровки самописцев. Теперь Польше оценивать выводы комитета. Хватит ли у ее руководства мужества согласиться: в гибели польского президента виновны польские пилоты. И те, кто их готовил. Если хватит – то точно не у всех.

Ярослав Качиньский опять давит на власти, критикует премьер-министра и настойчиво напоминает полякам о безумной версии убийства брата.

Ярослав Качиньский, председатель партии "Закон и справедливость", брат Леха Качиньского: "Что касается покушения, это отдельная версия, которая все еще принимается во внимание прокуратурой. Не слышал ничего, что исключилось бы, но и в подтверждение тоже ничего нет. Короче говоря, этот вопрос остается открытым".

Впрочем, заявление Ярослава Качиньского оказалось единственным в своем роде. Глава МВД Польши, знакомый со всеми деталями расследования, фактически признал правоту экспертов МАК.

Ежи Миллер, министр внутренних дел Польши: "Мы не намерены полемизировать и оспаривать обвинения, выдвинутые Межгосударственным авиационным комитетом, потому что точно такие же обвинения мы могли бы и сами себе предъявить, для нас это очевидно".

Премьер Дональд Туск срочно прервал отпуск и вызвал к себе Ежи Миллера. Что скажет начальству глава МВД понятно – журналистам он уже заявил: доклад польской комиссии не станет идентичен представленному 12 января в Москве. По отношению к Варшаве он будет более суровым.

Читайте также: