Отчет МАК по расследованию катастрофы Ту-154 под Смоленском направлен польской стороне
Межгосударственный авиационный комитет передал польской стороне окончательный отчет по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154, который разбился под Смоленском в апреле 2010 года. Тогда погибли 96 человек, в том числе президент Лех Качиньский. О том, к каким выводам пришли эксперты, на пресс-конференции в Москве объявили представители МАК.
"Во что бы то ни стало посадить самолет". Это не эмоциональная, а официальная, прописанная в итоговом документе Межгосударственного авиационного комитета – независимой организации с 20-летним стажем работы в 56 странах. За этим "во что бы то ни стало" видимость впятеро ниже положенной, вертикальная скорость посадки 8 метров в секунду - вдвое выше нормы, и игнорирование настоятельных рекомендаций с земли уйти на запасной аэродром. Ладно, диспетчеров аэродрома не послушали. Коллеги - польские пилоты, с трудом сумевшие посадить там же Як-40, - тоже предупреждали.
Пилоты Як-40: "Ты знаешь, в общих чертах, здесь полный каюк. Видно метров 400, а высота нижней кромки облаков меньше метров 50".
Алексей Морозов, председатель Технической комиссии МАК: "Информацию о плохой погоде в этот момент в очень эмоциональных выражениях передал экипаж польского самолета Як-40, который произвел посадку на аэродроме Смоленск-Северный ранее".
Вывод комиссии: при таких погодных условиях единственно верным решением было бы еще в 55 километрах от смоленского аэродрома, не снижаясь, уйти на запасной. Но существует норма, которая дает пилотам полную самостоятельность.
Татьяна Анодина, председатель МАК: "Командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельное решение о возможности посадки на аэродром с возложением на себя ответственности за принятое решение. Диспетчер разрешил пробный заход, но со снижением только до ста метров".
Дальше персонал группы полетов аэродрома мог только информировать экипаж о местоположении самолета. Пилоты же решили не запрашивать посадочный радиолокатор, то есть дали понять, что пойдут по своим приборам.
Татьяна Анодина, председатель МАК: "Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так для аэродрома, так и для самолета".
Включили автоматическое управление ухода на второй круг, но военный аэродром "Северный" не оборудован техникой, способной поддерживать такой режим. Польский экипаж должен был это знать. Но он, похоже, не знал и многого другого.
Алексей Морозов, председатель Технической комиссии МАК: "Учитывая, что командир воздушного судна длительное время, более 5 месяцев, не выполнял заходы на посадку в метеоусловиях, соответствующих его минимуму, а подтверждение самого минимума было просрочено, неуверенность командира воздушного судна в возможности производства посадки, связанная с ухудшением метеоусловий, потребовала от него мобилизации психологических резервов. С этого момента времени командир воздушного судна и весь экипаж находились в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения".
На чем они могли тренироваться? У Польши было всего два самолета Ту-154, один из которых на ремонте. С такими часами налета экипаж не мог досконально изучить машину, что и польские эксперты подтверждают.
Томаш Хыпки, секретарь Авиационного комитета Польши: "Бортинженер, как я помню, в 50-60 часов, это ненормально, это так не может быть. Навигатор 30 часов. Это очень мало, и не надо, чтобы такие люди, такие пилоты, возили президента и премьера".
Межгосударственный комитет констатирует: пилоты вели себя не так, как нужно было, чтобы избежать катастрофы. Почему не ушли на запасной аэродром? Пытались довести самолет до высоты, с которой можно было посадить, ориентируясь визуально? И самое непонятное - не выполнили приказ системы раннего предупреждения о скором столкновении с землей?
Они находились под слишком сильным психологическим давлением. Мало того, что президент на борту. В кабине - директор Президентского протокола и главком ВВС.
Капитан воздушного судна (10:26:17): "Господин директор, появился туман. В данный момент в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти. Сделаем один заход. Скорее всего, ничего из этого не получится".
Татьяна Анодина, председатель МАК: "Присутствие главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска".
Выводы комиссии: причиной катастрофы стало решение не уходить на запасной аэродром; снижение, не видя ориентиров ниже 100 метров; нереагирование на команды ТАВС. Плюс психологическое давление на экипаж. Теперь эти выводы оценивать Польше. Хватит ли у ее руководства мужества согласиться? В гибели польского Президента виновны польские пилоты. И то, как их готовили.