120 лет назад в России появился первый таксометр
В этом году отмечает юбилей устройство, которое знает цену пространству и времени. 120 лет назад появился таксометр. В дореволюционной России их пытались устанавливать на повозках конных извозчиков, а с появлением автомобилей счетчики прижились окончательно.
"Что же на хвост кобыле цеплять эти ящики?" - возмущались московские извозчики в дореволюционной России, когда на их экипажи власти предложили поставить счетчики - приборы, которые учитывали все: и сколько времени лошадь простаивает, и как далеко ехал пассажир.
Эксперимент с копытными не удался, зато в Москве появились машина с таксометром. Эти приборы считали километры и рубли на "Фордах" и "Рено", которые Советский Союз закупил для своего пока единственного таксомоторного парка. "Сороки" и "утюги" - так называли эти автомобили первые таксисты, в числе которых был и Леонид Савоев.
Леонид Савоев: "Девушки с нас глаз не спускали, это правда. Таксист в ту пору – фигура, может быть, такая же значимая, как в свое время космонавт".
Чтобы прокатиться с таксистом, которому выдавали шикарную шубу, краги и кожаную куртку, многие женщины не жалели денег. Какие тут счетчики - сплошная романтика!
А это зависело от тарифа: в 60-х годах - 10 копеек за километр, с 75-го- 20, а с 83-го года - 40 копеек. Плюс еще специфика самих перевозок.
В эпоху расцвета советского такси все водители разделялись на несколько категорий. Были среди них аэродромщики, вокзальщики, кочерыжники, что поставляли овощи и фрукты на рынки. Были почтари, мебельщики. Но основную массу таксистов называли шляповозами - тех, кто просто работал на поднятую руку.
Бело-синяя "Волга" - гордость шляповоза (как он сам себя называет) Виталия Клюева. Впервые он сел на подобную машину в 1965 году. Помнит времена, когда на стоянках такси выстраивалась очередь из пассажиров. Под тиканье счетчика за 2-3 рубля водители травили байки о том, как возили деда с коровой на заднем сиденье, о том, как в машину набивался целый табор цыган. Эти же истории до сих пор любят и современные таксисты. Выражаются тем же сленгом и грустят под те же любимые песни.
Сергей Козлов: "Зеленоглазое такси". У меня даже на телефоне музыка стоит "Зеленоглазое такси".
С первого дня Михаил Боярский - частый пассажир таксомоторов - эту песню невзлюбил. Посчитал ее нудной и даже извинился перед зрителями, когда пел ее впервые.
Михаил Боярский, народный артист России: "Выкладываю все чувства - ничего, отслушали, похлопали, все. А потом именно в такси я услышал ее по радио. "Ты поешь?". Я говорю: "Да". А потом один мужик мне сказал: "Знаешь, Миша, про что песня "Такси"? Это когда мужику очень плохо".
Когда кому-то очень плохо или очень хорошо. Таксисты часто разделяют радости и беды своих пассажиров. Но это, увы, не учитывается счетчиками. Ни теми механическими, ни новыми - электронными. Тариф на человеческие отношения в такси еще не придуман.