Преступную схему, которая действовала в течение трёх лет, раскрыли в Центре трансплантологии
Правда, в 2006-2008 годах, о которых идёт речь в возбуждённом уголовном деле, Федеральный научный центр трансплантологии имени Шумакова назывался ещё "НИИ Трансплантологии". Как выяснили следователи, пациентов там заставляли оплачивать даже те операции, которые вообще-то и так оплачивало государство.
Они брали за право на жизнь от 30 до 150 тысяч рублей. С тех, кому и деваться было некуда. У кого диагноз - ишемическая болезнь сердца, от которой в России ежегодно умирает почти полмиллиона человек.
Предлагалось спасение - имплантация в сосуды коронарных стентов. Вполне обычная для НИИ трансплантологии операция, в год подобных здесь делают больше сотни.
Коронарный стент - упругая конструкция, которая вживляется в артерию и обеспечивает проходимость крови по сосуду, суженному в результате образования на стенках так называемых бляшек.
Квоты на проведение таких операций определяет Минздрав, из бюджета они и финансируются. То есть брать деньги с пациентов не за что. Но брали и с пенсионеров и ветеранов войны.
Наталья Семенова, сотрудник пресс-службы УБЭП МВД РФ: "Например, в ходе обследования выяснялось, что пациенту нужен был не один стент, а три. И ему говорили: из федерального бюджета оплачивается только 1 стен, а 2 других нужно приобрести за свой личный счет".
И приобретали. Занимая деньги, обнуляя сберкнижки. Ведь всегда нужно было срочно. А тут и фирмы с подбором нужных препаратов под боком. Прямо в НИИ. Откуда было знать пациентам, что эти конторы в прямом или косвенном подчинении главного врача и финансового директора института. Они и выставляли платежки.
Александр Титоренко, пациент НИИ трансплантологии в 2006 г.: "После коронарографии выяснилось, что мне нужно 3 стента, причем 1 входит в квоту, а 2 других мне нужно оплатить самому. Один 30 тысяч, второй 75 тысяч и приспособление для коронарографии".
В схеме отъема денег у людей, находящихся на грани жизни и смерти, нашлось место и тем, кто на операцию шел не за государственный счет. Платные услуги институт оказывать вправе. И зарабатывать этим дополнительные к госфинансированию средства, но не зарабатывал.
Сергей Готье, директор Центра трансплантологии: "Если даже пациент не имел направления государства и шел на операцию, за которую должен был платить, то платить он должен был в кассу института, а получалось, что деньги уходили в побочные фирмы, которыми владели бывшие сотрудники института".
Бывшими эти сотрудники стали с приходом Сергея Готье на должность директора Центра трансплантологии. В апреле 2008. К тому времени стентами там наторговали на несколько миллионов рублей. Готье фирмы прикрыл, их создателей уволил. Но на этом история не закончилась. Обманутые вкладчики в свое здоровье стали требовать компенсации. Институт деньги возвращать. Когда число обращений бывших пациентов перевалило за 20 бюджет НИИ начал трещать по швам и его директору пришлось обратиться в правоохранительные органы. Уголовное дело завели по статьям нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий и мошенничество. Пока насчитали 80 пострадавших.