Вступают в силу новые правила использования воздушного пространства
Обойтись без перевозчиков в небе теперь смогут те, кто построил или купил легкомоторный самолет. Новые правила использования воздушного пространства, которые вступают в силу 1 ноября, разрешают свободно летать в любое время в пределах определенного коридора. Предварительного разрешения у диспетчеров запрашивать не надо, достаточно заявки или уведомления. Правда, частников ограничили в скорости: больше 450 километров в час просят в небе не разгоняться.
Свои первые самолеты Сергей Борзенков собирал самостоятельно. Он в одном лице главный инженер, главный конструктор и испытатель этих летательных аппаратов.
Принято считать, что владельцы собственных самолетов - люди состоятельные. Для российской малой авиации это не более чем стереотип. Большинство пилотов такие же "самоделкины". Люди, увлеченные небом, которые за сутки подают заявку на полет и терпеливо ждут, когда им разрешат подняться в воздух. Вернее, все было так до сегодняшнего дня.
Сергей Борзенков, конструктор и испытатель летательных аппаратов: "Это вообще большая победа в целом, наверное, для страны".
Действительно, в Европе и Америке авиация общего назначения - так называются маленькие частные самолеты - составляет почти 75% от общего парка летательных аппаратов. Люди летают по делам, в гости и на отдых. Никаких особых разрешений на это не требуется. Сел - и полетел.
Дэниел Дабек, пилот-инструктор: "Чтобы получить разрешение ты должен просто позвонить перед полетом, тебе не нужно согласовывать марку самолета или его маршрут. Точно так же, если ты собираешься лететь через зону с какими-то ограничениями, ты можешь предупредить об этом уже в воздухе, за 5 или 10 миль в зависимости от скорости, и сказать, когда ты собираешься влететь в эту зону и вылететь оттуда".
Теперь у нас будет так же. Правда, касается это только самого нижнего класса воздушного пространства. Всего их будет 3 - в зависимости от высоты полета. Чтобы летать в двух верхних классах нужно будет по-прежнему получать разрешение. Но высоты до 4,5 км с сегодняшнего дня открыты для всех. Впрочем, такие участки, куда залетать нельзя, на новых летных картах все же остались.
Александр Михайлов, пилот: "Зоны ограничения полетов красным выделены, запретные зоны над объектами ядерными и прочими. И остаточки местных воздушных линий, которых стало не 2 тысячи с лишним, как было раньше, а около 500 на всю страну".
Процедура уведомления теперь предельно проста. Достаточно оставить заявку на сайте Росавиации - сделать это можно прямо с крыла самолета - или за час до взлета связаться по телефону с диспетчером и сообщить ему о своем желании лететь.
Один час это как раз то время, за которое можно произвести заключительные предполетные мероприятия: расчехлить самолет, заправить его и прогреть двигатель. Один телефонный звонок, и можно начинать готовиться к взлету. Небо становится ближе.
В Москве и Московской области, правда, порядок пока останется прежним. Это связано с особым статусом столицы. А вот над Петербургом или Красноярском с 1 ноября дня летать уже можно.
Александр Ведерников, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта: "Хотя все-таки над большими городами желательно, исходя из шума и влияния на население, желательно избегать полетов над крупными населенными пунктами".
Из соображений безопасности всех пилотов обязали пройти дополнительный инструктаж. Без документов, подтверждающих прохождение такого инструктажа, подниматься в воздух нельзя. Сами пилоты, впрочем, с иронией относятся к этому требованию.
Максим Савельев, пилот-инструктор: "Все же здравомыслящие люди в авиации, нет никакой опасности, что из-за того, что мы будем подавать уведомления не за день, а за час, у нас у всех помутится рассудок, и мы начнем вытворять какие-то немыслимые действия в воздухе".
При этом все согласны: ввод новых правил - серьезный шаг в развитии малой авиации. Российские просторы будто специально созданы для полетов. А небо теперь открыто.