Экипаж атомного ледокола «Россия» готовится к прибытию в Мурманск
В Мурманске готовятся к встрече атомного ледокола "Россия", который возвращается из плавания. Если не помешает погода, корабль прибудет в порт во второй половине дня. Во время экспедиции моряки доставили полярников к месту базирования новой дрейфующей станции, а на обратном пути экипаж провел учения.
Семь коротких, один длинный. Двери, ведущие к горящему отсеку автоматически захлопываются. Услышав сигнал тревоги, специальная бригада пожарных разведчиков бросает свои дела и бежит надевать защитные костюмы. По нормативам, у моряков всего шесть минут, чтобы обнаружить пламя и потушить его.
Александр Земляков, старший помощник капитана атомного ледокола "Россия" Росатомфлота: "Пожар - это самое страшное, что может случиться на борту, тем более, на таком объекте, как атомный ледокол "Россия". Потушить всегда сложнее, легче предотвратить".
Такие учения здесь проводят почти каждую неделю. За четверть века, что ледокол на плаву, серьезных возгораний не было ни разу. И все же, когда на борту работают два атомных реактора тепловой мощностью 171 мегаватт, бдительность лишней не бывает. Реакторы находятся в центральном отсеке, за толстыми стенами, оберегающими экипаж от радиации.
Борис Абалаков, главный инженер-механик атомного ледокола "Россия" Росатомфлота: "В большинстве служебных и жилых помещений у нас практически естественный фон радиации, и даже в некоторых местах он меньше естественного фона".
В автономное плавание - хоть на полгода. Каждый год корабль проводит в Арктике до десяти месяцев. На борту есть опреснитель для соленой океанской воды. Энергии хватает и на сауну, и на бассейн, так что даже в Арктике можно чувствовать себя, как на большой земле. Разве что иногда корабль чуть потряхивает, когда он разрезает двухметровый лед.
Вообще, более правильное название для ледокола - ледодав. Это особенно хорошо ощущается на баке. Палуба постоянно ходит то вверх, то вниз. Корабль, благодаря форме своего носа, забирается сверху на льдину и давит ее.
В море выходных не бывает. Этому правилу следуют и на ходовом мостике, и на камбузе. Каждый день повара кормят более ста человек. В основном, у плит хозяйничают женщины. Для Тамары Ткач это уже девятый год на борту ледокола "Россия", и она хорошо знает, как нужно кормить экипаж.
Тамара Ткач, старший повар атомного ледокола "Россия" Росатомфлота: "У нас кухня ближе к домашней, чтобы люди как дома кушали. С любовью надо готовить, с теплотой".
Со своей последней работой ледокол справился на отлично. Высадил на льдину полярников для организации дрейфующей станции "Северный полюс - 38" и теперь возвращается домой. Экипаж сменится, и начнется подготовка к новой экспедиции.