В Калининграде чиновники Минкультуры решили «помочь» поисковым отрядам
В Калининграде поисковики столкнулись с неожиданной проблемой. Теперь им, чтобы приступить к розыску воинов, павших в годы Второй мировой войны, нужно посетить десяток кабинетов. В итоге из-за бюрократии имена тысяч солдат, погибших под Кёнигсбергом, защищая родину, могут так и остаться неизвестными.
Репортаж Олега Грознецкого.
Весной 1945 года здесь горела земля - советские войска взяли в кольцо крупную группировку фашистских войск. В боях погибло более 150 тысяч красноармейцев. Бойцы поискового отряда "Совесть" за свою десятилетнюю историю обнаружили останки, и установили имена около полутора тысяч погибших воинов.
Могли бы и больше, признаются ребята - дожди, болота и грязь по колено их не пугают. Но в противостоянии с чиновниками они, порой, оказываются бессильны.
На этот раз Министерство культуры Калининградской области направило в органы местного самоуправления циркуляр под грифом "Для служебного пользования", в котором главам администраций предписывается принять решение о запрете всей поисковой деятельности на территории муниципальных образований.
Глава местного Минкульта Михаил Андреев, подписавший этот документ, подчеркивает - эта официальная бумага носит лишь рекомендательный характер. И ее цель - упорядочить работу поисковиков.
Михаил Андреев, министр культуры Калининградской области: "Любое распоряжение должны выдавать на основе проверенных данных - стоит проводить работы или это преждевременно. В результате заключения историков, краеведов, ученых, архивистов".
С таким количеством согласований в поле вообще не выйдешь, убеждены бойцы отряда "Совесть". Разрешение на раскопки в районе поселка Совхозное глава местной администрации дал, несмотря на "указание сверху".
Руслан Хисамов, исполнительный директор Калининградской региональной общественной организации "Совесть": "Не все главы районов всерьез воспринимают эти письма, а многие даже с негодованием. Несмотря на запрет, они разрешают нам проводить работы".
Прежде чем приступить к работам, бойцы отряда не один месяц провели в архивах. Щуп упирается в каменную кладку - здесь стоял немецкий дом. Трасса Кенигсберг-Берлин - на расстоянии автоматного выстрела. По всей видимости, здесь была огневая точка наших войск.
Бойцы отряда "Совесть", как и многие другие поисковики, ведут раскопки на собственные средства в свободное от основной работы время. От властей нужна помощь лишь в одном - перезахоронить с почестями.
Но даже в тех случаях, когда удается идентифицировать останки, их, за редким исключением, хоронят по три-пять человек в одном гробу с целью экономии средств. Один гроб стоит 300-400 рублей. В 2007 году, только после вмешательства общественности, удалось наконец, придать земле останки нескольких десятков красноармейцев, которые поисковики больше года вынуждены были хранить у себя в гараже.
Больше половины преданных земле советских воинов, благодаря работе поисковиков в военных архивах, названы поименно. Но еще 40 тысяч наших солдат до сих пор числятся пропавшими без вести. И если органы местного самоуправления все же выполнят указание Министерства культуры, имена погибших героев едва ли удастся вписать в Книгу памяти.