Алтайский крайААмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьББрянская областьВладимирская областьВВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаДЕврейская АОЕЗабайкальский крайЗЗапорожская областьИвановская областьИИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаККалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьММоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОННижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьООренбургская областьОрловская областьПензенская областьППермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьССанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУУльяновская областьХабаровский крайХХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯЯрославская область
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиИнформационная программа «Время»Новости onlineПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
6 сентября 2009, 21:50

На дне Байкала обнаружены остатки железнодорожных вагонов времен Гражданской войны

ПЕРЕЗАГРУЗИТЬ ВИДЕО
ЭТОТ ФУНКЦИОНАЛ ДОСТУПЕН
ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ.
Следующее
Далее:
Спасибо за просмотр! Смотрите дальше:
ПОДЕЛИТЬСЯ ПРЯМЫМ ЭФИРОМ
ПОДЕЛИТЬСЯ ВИДЕО
ПОДЕЛИТЬСЯ ВИДЕО
В ТЕЛЕГРАМ
ПОДЕЛИТЬСЯ ВИДЕО
В WHATSAPP
ПОДЕЛИТЬСЯ ВИДЕО
В ВКОНТАКТЕ
ПОДЕЛИТЬСЯ ВИДЕО
В ОДНОКЛАССНИКАХ
ПОДЕЛИТЬСЯ ВИДЕО
В ТВИТТЕРЕ
КЛИКНИТЕ, ЧТОБЫ СКОПИРОВАТЬ
СКОПИРОВАНО В БУФЕР ОБМЕНА
КЛИКНИТЕ, ЧТОБЫ СКОПИРОВАТЬ
Добавить в ссылку время начала
Смотрите прямой эфир и другие видео
Первого канала без интернет-рекламы
ПОДКЛЮЧИТЬ ЗА 30₽
Оплата каждые 30 дней
На дне Байкала обнаружены остатки железнодорожных вагонов времен Гражданской войны

Поделиться в соцсетях

AD
СМОТРЕТЬ
НАСТРОЙКИ
Качество видео
Скорость
Обычная
Мини-плеер
Напишите нам
Качество видео
ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК
ЗВУК ВЫКЛЮЧЕН
ОТКЛЮЧИТЬ РЕКЛАМУ ЗА 30₽
РЕКЛАМА
ОТКЛЮЧИТЬ РЕКЛАМУ ЗА 30₽
Это видео с возрастным ограничением 18+.
Войдите на сайт, чтобы подтвердить ваш возраст
Введите пин–код
для доступа к контенту 18+
Изменить пин–код
ФРАГМЕНТЫ

    Еще одно событие, о котором много говорили на уходящей неделе - экспедиция по исследованию дна озера Байкал и всплывшие неожиданные подробности так называемого "золота Колчака", по одной из версий затонувшего в самом большом пресноводном озере мира.

    Репортаж Евгения Лямина.

    Кругобайкальская железная дорога. В 1920 году по этому пути отступали белочешские эшелоны. По одной из версий историков, в их вагонах и находилась часть имперского золота. И сильным камнепадом в Байкал сбросило несколько вагонов или даже целый состав. Эта история почти 90 лет не дает покоя ученым и кладоискателям: есть ли на дне Байкала "золото Колчака".

    Старый штык-нож стал одной из первых находок иркутского дайвера Геннадия Миссана. Пропавшим золотом Российской империи он заинтересовался еще в девяностые годы, когда со дна озера начал поднимать оружие времен Гражданской войны. Погружаясь снова и снова, он надеялся найти в подводных ущельях золотую монету или слиток. И однажды, погрузившись под воду на сто метров, увидел детали железнодорожного вагона.

    Геннадий Миссан, дайвер: "Я сразу сказал, что это остатки вагона, который вез золото Колчака, и там глубже лежит это золото".

    Теперь Геннадий готовит снаряжение для новой экспедиции. Он собирается погрузиться на глубину 150 метров.

    Геннадий Миссан, дайвер: "Точно известно, что золото пропало, и точно известно, что золото было в вагонах, и точно знаем, что в Байкале есть под водой вагон. Почему бы все эти три пункта не соединить вместе, и получится красивая картина: на глубине 150 метров в вагонах лежит золото Колчака".

    Заведующая архивохранилищем коллекции документов по истории Белого движения Лидия Петрушева доверяет не версиям, а только документам. В ящиках Госархива России собраны все, что касается Белой армии: финансовые отчеты, протоколы, телеграммы и личные переписки министров.

    Лидия Петрушева, заведующая архивохранилищем коллекции документов по истории Белого движения Государственного архива России: "Перед нами целое дело, которое называется дело "Об охране золотого запаса". В этом деле собраны документы, главным образом, о личном составе членов отряда".

    Это дело появилось после того как в 1918 году в Казани войска Каппеля отбили у большевиков часть золотого запаса России, вывезенного сюда из Петербурга. Сразу после захвата города, подполковник Каппель шлет полковнику чехословацкого легиона Чечеку срочную телеграмму.

    Телеграмма: "После двухнедельного боя 7 августа частями самарского отряда Народной армии и чехославаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчету. Захвачен золотой запас России - 650 миллионов".

    Из Казани золото перевозят в Омск, где передают адмиралу Колчаку. Верховный правитель России принимает вагоны и проверяет личный состав. И своей подписью утверждает приказ об охране ценного груза. В хранилище Омска находилось более 561 523 806 рублей в русских и иностранных золотых монетах, более 90 012 027 рублей в золотых слитках. Всего - 651 535 834 рублей. Это и есть "золото Колчака".

    Лидия Петрушева, заведующая архивохранилищем коллекции документов по истории Белого движения Государственного архива России: "Перед нами копия телеграммы министра финансов в российское посольство в США, которое говорит о том, что в настоящее время правительство располагает двумя третями всего золотого запаса России".

    В Омск золотой эшелон пришел без потерь. Он был под надежной охраной. Первые пропажи начались по пути в Иркутск, куда Колчак был вынужден отступать. Ценный груз перевозили в бронированных вагонах, замаскированных под санитарный поезд. Историк из Новосибирска Вадим Рыков финансы Белого движения изучает со студенческой скамьи. Как говорит - знает точно, что часть этого золота бесследно исчезла.

    Вадим Рынков, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института истории Сибирского отделения РАН: "Самая главная пропажа 12 января 1920 года, когда чехи охраняли эшелон, было обнаружено, что пломбы на одном из вагонов вскрыты. И проверка показала, что исчезло 13 ящиков. Это 780 тысяч рублей".

    Золото Колчака ищут по сей день на Байкале. Теперь даже глубоководные "Миры". Эта научная экспедиция вот уже два года изучает подводную жизнь озера. И недавно исследуя дно - под толщей ила и грудой камней - гидронавты наткнулись на несколько металлических обломков. Вместе с илом удалось приподнять кусок железа, который ученые сначала даже приняли за золотой слиток. Но оказалось, что это часть железнодорожного вагона. Еще глубже - в прожекторе глубоководных аппаратов - показался каркас вагона. Обследуя место падения поезда, гидронавты не поднимались со дна до позднего вечера.

    Евгений Черняев, пилот глубоководного аппарата "Мир-2": "Там только видны фрагменты, вся рама, на которую крепится все, смята. Там видны дверцы с окном, если подниматься вверх по склону, то видны части: то ли это крыша, то ли это бок".

    Под колесами поезда, ручным тормозом и железными балками обшивки вагона, золота не оказалось. Чтобы понять - что это был за вагон и сколько лет он пролежал на дне Байкала - с глубины наверх подняли несколько фрагментов. Уже утром внимательно изучив находки, участник научной экспедиции "Миров - историк Алексей Тиваненко - скажет, что это и есть тот самый след затонувших белочешских вагонов. С рассказами о байкальском кладе он впервые столкнулся еще тридцать лет назад - это была небольшая тетрадь жителя одной из прибайкальских деревень. В ней записаны воспоминания участников тех событий.

    Алексей Тиваненко, кандидат исторических наук: "Они вспоминают, что когда белочешский поезд упал под откос, белочехи согнали местное население на полустанок Баклань и заставили ремонтировать путь, поднимать рассыпавшиеся ящики".

    Кадр из фильма "Адмирал": "Господин Колчак, собирайте ваши вещи. Мы передаем вас местным властям".

    В сцене передачи Колчака в руки политсовета Иркутска, видно, как чешские солдаты охраняют эшелон. Просматривая кадры из фильма "Адмирал", его сценарист Владимир Валуцкий говорит, что затрагивать тему золота в фильме не стали намеренно.

    Владимир Валуцкий, сценарист фильма "Адмирал": "Вообще история золота - отдельная история. Я сейчас посмотрел в Интернете, там такое количество всевозможных статей, и поисков, и предложений, что, в общем-то, эта тайна до сих пор не раскрыта".

    Изучая карту Иркутской области, главный консультант фильма "Адмирал" историк Сергей Дроков не верит в успехи поисков на Байкале. В течение 89 лет золото искали по всей Сибири - в Тобольске, Красноярске, Новосибирске, Иркутске.

    Сергей Дроков, историк: "Легенд много, но любая легенда должна основываться на четком историческом источнике".

    Пока историки спорят, кладоискатели продолжают искать. Ведь для них, пока золото Колчака не найдено, Байкал остается хранителем золотого запаса Российской империи.

    Читайте также:

    Главные новости

    Новости

    Все новости

    Архив новостей

    Апрель
    2025
    ПнВтСрЧтПтСбВс