За 18 лет правления Юрия Лужкова Москва кардинально изменила свой облик
Юрий Лужков руководил российской столицей 18 лет. За эти годы город превратился в один из мировых мегаполисов, но одновременно потерял многие исторические черты.
В 1992 году беспризорная и неопрятная столица развалившейся страны интеллигентно стеснялась своей запущенности. Так что, когда в ее судьбе появился, как говорили тогда, "крепкий хозяйственник", стала произносить его имя с придыханием. Казалось, его узнаваемая кепка, мелькала сразу на всех стройплощадках города. А их становилось все больше. Кооперативное движение, которым до своего взлета, заведовал Лужков в правительстве Москвы, стало быстро превращаться в серьезный бизнес. Вместо диких рынков - супермаркеты. Вместо "кольцевой дороги смерти" - 10-полосный МКАД. Через 10 лет вернувшиеся из бегства от российской нищеты эмигранты будут падать в обморок от неожиданного лоска столицы, а искусствоведы и архитекторы от стиля столичного новодела, укоренившегося под названием "лужковский ампир". Башенки, балясинки плюс, мягко говоря, спорная эстетика скульптора Церетели - большого друга градоначальника. Мэра стали обвинять в том, что Москва менялась не по научному плану развития, а в строгом соответствии со вкусами и личными предпочтениями мэра.
Москва действительно стала одним из самых дорогих городов на планете. В столице заговорили о взятках и воровстве местных чиновников. И о том, что средняя цена километра МКАД оказывается в 10 раз выше, чем у высококлассного германского автобана. Ответ мэра всегда был один. Он подавал в суд. Доставалось даже иностранным изданиям. Например, немецкой газете "Бильд", удивившийся достатку семьи мэра, и написавшей, что он купил себе в Германии породистого жеребца за 150 тысяч марок.
Он так часто выигрывал тяжбы, что всем стало понятно: судиться с московским градоначальником в московских же судах - дело бесперспективное. А Лужков уже восстанавливал храм Христа Спасителя и много чего еще. Сроил Третье транспортное кольцо, расширял московскую подземку, расселял хрущовки. Жить в столице становилось действительно лучшее и веселее.
В Москве Юрий Лужков чувствовал себя как рыба в воде. Ведь рейтинг его популярности в столице долгие годы редко опускался ниже 60%. Зарплаты и пенсии в Москве - самые высокие в России. Ежемесячно пенсионеры получают из городского бюджета так называемую "лужковскую надбавку". Им сохранили льготы, включая бесплатный проезд. Даже когда позже грянул мировой финансовый кризис, ни одна социальная программа не пострадала.
Юрий Лужков: "У нас уровень безработицы ниже 1%, и в этом году, несмотря на то, что сложности продолжаются, мы гарантируем, что власти города вместе с профсоюзами будут работать над тем, чтобы занятость была у нас самой высокой в стране".
За это столичному градоначальнику прощали многое, в том числе и догадки о причинах процветания компании "Интеко", принадлежащей его жене. Она получала многомиллионные заказы на поставку пластиковой посуды для московских бистро, пластиковых сидений для реконструкции московских стадионов, а ее компания стала одним из главных застройщиков Москвы. Опора на рейтинг и влиятельный столичный бизнес постепенно превратила Юрия Лужкова в политика федерального масштаба. Он замахивался даже на внешнюю политику. Делал громкие заявления, например, о принадлежности Севастополя.
В Севастополе его встречали как родного. Он развернул там строительство жилья для российских моряков, строил общежития для студентов. Колесил по России. Налаживал связи с региональными лидерами.
К 1998 году он уже мог позволить себе не только быть в оппозиции Президенту, но и ставить вопрос о дееспособности Ельцина из-за болезни.
Именно в 1998 году, после отставки правительства Черномырдина, московский градоначальник имел все шансы, стать премьером страны с прицелом на президентское кресло. Но Ельцин тогда остановился на кандидатуре Примакова. Вместе Евгением Максимовичем Юрий Михайлович возглавил предвыборный блок "Отечество - вся Россия", который позже вошел в состав партии "Единая Россия". Между тем столица заметно разрасталась в ширину и в высоту. Здесь то и вылезли стратегические просчеты команды Лужкова в развитии города. Его стали все чаще критиковать. Незадолго до переизбрания в 2007 году, во время экскурсии Президента по одному из московских микрорайонов Лужков фактически ставит вопрос о доверии себе как мэру.
Юрий Лужков стал мэром в пятый раз. В небо врезались башни Сити - символы московского благополучия, а в центральные районы, так называемая "точечная застройка" - кошмар историков Москвы. По словам архитекторов, под шум строительного бума Москва потеряла около 700 исторических зданий. Новые жилые массивы на окраинах вырастали вдоль старых магистралей, не рассчитанных на такие транспортные потоки. Пустые прилавки магазинов при прежнем мэре столица уже подзабыла. Зато многочасовые московские пробки при Лужкове забудет вряд ли. Машинам уже не только негде ехать, но даже и стоять.
Впрочем, как бы то ни было, не стоит забывать, о главном: принципиально новом стандарте жизни для горожан, достигнутом в столице за последние годы, который, скорее всего, еще долго будет ориентиром не только для большинства российских городов, но для целых регионов.