Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
28 сентября 2010, 12:09

Эксперты подводят итоги деятельности Юрия Лужкова на посту мэра Москвы

Мэр Москвы Юрий Лужков, который сегодня утром указом Президента Дмитрия Медведева отправлен в отставку, занимал пост градоначальника 18 лет. За эти годы город, безусловно, изменился, правда, все эти изменения сложно оценить однозначно. Многие проблемы лишь усугубились, и для решения некоторых придется потратить много усилий и средств.

Первое, что бросается в глаза - Москва не просто богаче, она в разы богаче других регионов. Бюджет мегаполиса держится у отметки в триллион рублей, втрое превосходя питерский и на порядки - бюджеты других крупных городов России.

Если выразить одной цифрой, через финансовую систему столицы проходит 80% всех финансовых ресурсов страны. Все это, и, конечно, столичный статус, даёт Москве гигантскую фору по сравнению с другими регионами. На первый взгляд, сплошные плюсы, но какие клубки проблем эти плюсы в конечном итоге порождают?

Итак, Москва богаче остальной России (доходы москвичей составляют одну пятую от доходов всех россиян). Богаче - значит, привлекательней. И постоянный рост населения Москвы объясняется, прежде всего, притоком людей из других регионов.

Сейчас Москва - самый населенный город не только страны, но и Европы. 10,5 миллионов жителей - официально. Плюс - трудовые мигранты, плюс - приезжающие ежедневно на работу и учебу из Подмосковья и соседних областей... Итого, в среднем, в день в городе находится около 20 миллионов человек. Демографическая ситуация, обычно описываемая злым, но емким словом "понаехали".

Нельзя сказать, что это какая-то специфическая особенность, это в разное время проходили все мегаполисы, но от этого проблема не перестает быть менее острой, и даже обоюдоострой: с одной стороны, приезжие не всегда спешат ассимилироваться с москвичами, с другой стороны - и москвичи часто относится к приезжим враждебно.

Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института Географии РАН: "Отчасти эта недоброжелательность связана с ксенофобией. Но мне кажется, что лишь отчасти. А в большей части это связано с тем, что не работают механизмы социальной адаптации, и вопрос социальной ассимиляции не может решаться исключительно на индивидуальном уровне, здесь нужна помощь общества и социальные программы".

А ведь кроме легальных мигрантов есть и нелегальные - назвать их точное количество, понятно, невозможно, но по оценкам экспертов, их в городе не меньше миллиона. Пару лет назад журналисты подсчитали: если все "нелегалы" разом захотят пойти на футбол, понадобится около тридцати стадионов размером с "Лужники".

Плотность населения "тянет на хвосте" другие проблемы. Например, классический "квартирный вопрос". С одной стороны, эксперты предсказывают: если все жилье, построенное в Москве, будет разом заселено, городу просто не хватит питьевой воды. С другой стороны, купить квартиру в столице по силам немногим, а очередникам и под переселение отводится не больше трети всего нового жилфонда.

Так или иначе, застройка уплотняется, а инфраструктура, которая уже работает на пределе возможностей, просто не поспевает за городом, который растет не вширь, а, так сказать, внутрь самого себя.

Константин Михайлов, координатор движения "Архнадзор": "Парадоксальная ситуация в Москве сложилась – исторический центр перегружается всевозможными торговыми комплексами и офисными зданиями, и инфраструктура не справляется".

А вот и следствие, с которым жители Москвы сталкиваются каждый день - трафик. Сейчас в Москве зарегистрировано почти четыре миллиона автомобилей, не считая тех, что приезжают из Подмосковья и других регионов. А что же дороги? Значительная их часть, особенно в центре, и сейчас той же ширины, что полвека назад, когда машин было в десять-пятнадцать раз меньше... Впрочем, специалисты говорят, что это замкнутый круг: будет больше дорог - станет еще больше автомобилей. Проблема решается не так.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы: "У нас, например, чтобы проехать из одного дома в другой, нужно ехать или через МКАД, или через центр. Это называется связность сети. У нас связность сети ни на копейку не улучшилась за 15 лет. Мы вместо этого строили парадные проезды, мы периферию города практически не развивали.

Я еще могу добавить самую уникальную московскую особенность: здесь можно поставить машину где угодно и абсолютно бесплатно. Этого вообще нет нигде в мире".

Больное место - городская логистика. Москва традиционно развивалась стихийно - это проблема даже не последних лет, а десятилетий. И как-то само собой получилось, что, например, в городской черте оказались промзоны, в лучшем случае, относительно безвредные производства или складские комплексы, в худшем - нефтеперерабатывающий завод в Капотне.

Нужно выводить промышленность из Москвы в область. Задача решается, но сопряжена с трудностями - от административных (область - это другой регион), до финансовых - не каждое предприятие сейчас "потянет" переезд на новое место, где придется отстраиваться с нуля. Деньги приходится выделять из городского бюджета, который, как и сам город, не резиновый. Хотя проблема "развить периферию - разгрузить центр" назрела уже давно.

Сигурд Шмидт, академик Российской Академии образования, москвовед: "Не строить новых, требующих многолюдства и машин вокруг зданий, и особенно промышленных зданий в центре Москвы, тех же торговых, конечно. Чтобы это было как-то по-иному распределено. Нужно активно новую жизнь начинать на окраине. Потому что то, что заселено в центре, то заселено. А остальное - нужны и учреждения, и культурные учреждения, и всякое, тем более, проводить линии метро".

Наконец, экология. По ней бьет решительно все вышеперечисленное - и вредные производства, и плотность населения, и в первую очередь, выхлопные газы. Большинство как поверхностных, так и грунтовых вод не соответствует никаким стандартам качества. Подсчитано, что на одного москвича в год приходится 46 килограммов вредных веществ - от сравнительно невинных окислов азота до кадмия и стронция.

С какой точки зрения ни взглянуть - с экологической, демографической, транспортной или градостроительной - проблемы Москвы сводятся, в сущности, к одному и тому же: город должен расти и развиваться, но не должен задохнуться сам в себе.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей