Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 сентября 2010, 21:01

Как изменится российская милиция, и что выиграют от этой реформы граждане страны?

Охраной порядка в России совсем скоро будет заниматься полиция, а не милиция. Вместе с названием должен измениться и стиль работы, и методы ее ведения. Для этого в ближайшее время будет принят соответствующий закон.

С августа проект этого закона был представлен на обсуждение в интернете, ведь именно правоохранительные органы – это один из институтов государства, с деятельностью которого все граждане сталкиваются практически каждый день, и сам себя реформировать он не может.

Итоги обсуждения закона о полиции Президент России Дмитрий Медведев подвел в минувший четверг на специальном совещании и поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву через две недели представить доработанный документ.

В интернете легко найти кадры, как люди в форме избивают людей, грубо с ними разговаривают или вырывают из рук видеокамеры. Результаты опросов подтверждают: милиции не доверяют, и без кардинальных изменений уважение не вернуть, считают авторы нового законопроекта. Поэтому избавятся не только от устаревших нормативов, но и от названия.

Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Определенный скептицизм понятен. Естественно, возникло ощущение, что хотят просто переименовать милицию в полицию и тем самым продемонстрировать реформу. Это, конечно, совсем не так. Цель закона - создать эффективную правоохранительную систему".

Как и что менять, обсуждали всей страной. Поступило более тридцати тысяч откликов и предложений от милиционеров, юристов, правозащитников и просто небезразличных людей. В четверг итоги обсуждения на совещании подвел Президент Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Никого не должно смущать, что 99% отзывов были критические. А каких мы ждали? "Спасибо большое за то, что вы придумали "Закон о полиции"? "Как мы этому рады"? Конечно, люди писали для того, чтобы поправить какие-то статьи закона, высказать свое мнение. Иногда просто высказать то, что называется, наболело. Это нормально. И поэтому такая работа, я думаю, должна быть продолжена и при подготовке других резонансных законов, которые затрагивают всех граждан".

Обсуждение закончилось, но вопросы остались. Узнать, какой будет российская полиция, журналисты Первого канала решили у министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Он согласился встретиться со съемочной группой Первого канала на следующий день после совещания у Президента. 7:30 утра, министр на рабочем месте.

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Как здесь восприняли новый законопроект? Все ли были "за"? Все ли согласились? Или было достаточно серьезное сопротивление? Вам пришлось кулаком по столу стукнуть и сказать "Мы меняемся!"?

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Вы знаете, я хочу сказать, что у нас такого нет. Кулак - это, наверное, пережиток старого времени. С ним уже никто не считается. Я сам в своей первой профессии преподаватель, я если видел, что учитель начинает кулаком стучать, значит, он не достучался до моей души, не подключил меня к конкретному предмету. И в этом есть, в общем-то, определенная у преподавателя неуверенность. У нас этой неуверенности не должно быть.

Разные позиции были. Разные мнения были в начале пути. Но время все расставило на свои места, и мы постепенно идем к решению главной задачи – к повышению эффективности Министерства внутренних дел".

После подробного доклада дежурного о происшествиях за ночь министр едет на встречу с московскими милиционерами. Рашид Нургалиев предлагает журналистам Первого канала присоединиться, а заодно увидеть, какие изменения уже происходят в органах внутренних дел. С высказываниями критиков о том, что всё останется по-старому, а новый законопроект ничем не отличается от действующего Закона о милиции, министр категорически не согласен.

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Дело в том, что Закон о милиции, который был принят в 1993 году, он, действительно, выполнил свое назначение, создал хорошую платформу для решения многих задач в сфере правоохранения.

Сегодня - совершенно новое содержание. И содержание заключается в новом законе, прежде всего, то, что мы свое внимание, свое пристальное отношение относим к человеку. К его правам, свободам, жизни и здоровью. Это главное".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Как вы считаете, почему милиционер, который должен защищать общество, соблюдать закон, нарушает этот закон и не защищает граждан?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Я думаю, знаете в чем дело? В 90-е годы у нас была слабая кадровая политика при приеме в органы внутренних дел. У нас ушла первая волна профессионалов. Вторая волна ушла. Почему? Потому что большое государство разрушилось, и многие потеряли уверенность в завтрашнем дне. По сути дела, мы вынуждены были тогда заниматься приемом в милицию тех, кто хоть по каким-то критериям, в том числе и состоянию здоровья и так далее, мог служить в органах".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Я помню эту рекламу… Главное – чтобы претендент отслужил в армии".

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Поэтому мы действительно во многом тогда не обращали внимания на серьезное психофизиологическое исследование человека, на его моральные качества, деловые качества, мы не изучали его возможные действия в экстремальных, стрессовых ситуациях.

Естественно, по анкете, по такой поверхностной информации, к нам приходило очень много ребят служить. Недавно мы начали проводить серьезный отбор, у нас Министерство внутренних дел в свои университеты принимает людей, которые сдают тест на наркотики. Вы нигде таких не найдете".

В девять часов утра министр - в УВД Западного округа. Для самих милиционеров вопрос реформы довольно болезненный. Многие ждут сокращений. Рашид Нургалиев заявил, что без чистки рядов не обойтись. Ведь один из главных вопросов - откуда возьмутся честные полицейские, если служить будут те же самые милиционеры со всеми их плюсами и минусами?

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Я думаю, что важен отбор, который мы проводим на первом этапе. Второе, и это самое главное - будет переаттестация; и третье, на мой взгляд, это то, что сегодня у нас есть такие институты, как институт поручительства. Это лишнее подтверждение тому, что человек, который попадает в нашу среду, в наше общество, в нашу большую семью, должен отвечать этим критериям. Нам очень важно, чтобы к нам приходили лучшие из лучших. И мы этого будем добиваться".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Я вас правильно понял, что все-таки в полицию возьмут не всех милиционеров?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Еще раз хочу сказать относительно того, что касается переаттестации. Там будут вопросы к конкретным отдельным офицерам. И по конкретным отдельным офицерам мы будем глубоко разбираться, для того чтобы, по сути дела, определить их дальнейшую судьбу.

Но еще раз хочу сказать, что мы не собираемся людей, которые будут увольняться, оставлять на улице с теми проблемами, которые перед ними стоят".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Какой главный критерий будет при отборе? Прежде всего, на что будут обращать внимание?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Я думаю, честность, порядочность, профессионализм".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "А как оценить честность и порядочность?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Это должны оценить наши граждане, которые живут рядом, которые дают оценку. Ведь мы же вводим такие критерии, когда участковый уполномоченный отчитывается перед своим общественным советом, перед гражданами, и они ставят эту оценку нам. Каждому сотруднику".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "То есть, будет опрос общественного мнения".

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Конечно".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "На основании этого опроса будет приниматься решение о конкретно взятом сотруднике?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Если, допустим, взять участкового, так и будет. Это самый главный критерий. Доволен ли человек работой нашего сотрудника, чувствует ли он себя в безопасности - вот главные наши критерии".

Все полицейские будут носить индивидуальный жетон. В нем - имя, фамилия и название подразделения. Как отметил Президент, это поможет избежать конфликтов. Если же полицейский все-таки нарушил закон, каждый гражданин должен иметь возможность сообщить об этом.

Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Наши люди ждут от министерства большей открытости, создания того, что называется каналами обратной связи. Номер "02" известен всем, но вместе с тем, нужен общедоступный телефон, чтобы люди могли сообщать в вышестоящие инстанции о бездействии полиции или о том, что не принимается мер, которые необходимо принять. Или о нарушении их прав со стороны самих сотрудников полиции. Поэтому я поручаю правительству, МВД и Минкомсвязи проработать вопрос о создании единого call-центра, звонок в который из любой точки России был бы бесплатным".

Измениться должны не только полицейские, но и их рабочие места. По мнению министра, все дежурные части будут выглядеть так: никаких решеток, зато десятки мониторов. Сюда поступает изображение с городских улиц. На экранах компьютеров - карта округа, на которой отмечено, где находятся патрульные машины. Сами автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС, а видеокамера пишет все, что происходит в салоне. Пока такое можно увидеть только в крупных городах, и то не везде.

Сейчас милиционеры в спешном порядке учатся работать на новом оборудовании. Те же, кто придет им на смену, уже будут знать и уметь намного больше. Московский университет МВД - самое престижное учебное заведение для будущих полицейских. Конкурс - шесть человек на место.

Игорь Романенко, курсант 1 курса: "Не совсем меня мои друзья и знакомые поддержали, но я хочу на личном примере доказать обратное, то, что эта профессия нужна".

Валерий Слепканев, главный хранитель фондов Музея истории МосУ МВД России: "Тут многие у нас - неслучайные абсолютно люди. Я хочу еще одного курсанта представить".

Мария Мадьярова, курсант 1 курса: "Мой папа погиб при исполнении служебных обязанностей. Я считаю это своим долгом - обучаться в этом университете".

Эти курсанты - и есть будущее лицо полиции. Служить они будут не только в новой структуре, но и с новыми должностными окладами.

Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Мною принято решение установить, начиная с 1января 2012 года, денежное довольствие лейтенанта полиции на уровне не ниже 33 тысяч рублей в месяц. Естественно, в дальнейшем размер довольствия для лейтенанта будет увеличиваться в зависимости от служебного роста и изменения в выслуге лет конкретного офицера по мере его карьерного движения".

В университете учат на современном оборудовании. Вместо обычного микроскопа - новый, компьютерный. С помощью него эксперт, например, без труда определит, из какого оружия выпущена пуля, а детекторы валют распознают фальшивку за несколько секунд. Многие новейшие методы криминалисты уже используют в раскрытии преступлений.

Министр специально приехал в университет, чтобы поговорить с курсантами о новом законопроекте. За обсуждением здесь внимательно следили, поэтому вопросов к Рашиду Нургалиеву было много. В аудитории, где шла лекция по правам человека, министр рассказал курсантам, что полицейский будет обязан извиниться перед гражданином, чьи права он нарушил.

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Мне кажется, это очень правильно. Высокопрофессиональный человек и высокопрофессиональные правоохранительные органы, если допустили ошибку, должны, даже не должны, а обязаны извиниться перед гражданином".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Как это будет? Подходит сотрудник правоохранительных органов и говорит - извините меня, я был неправ?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Я думаю, по-другому это может быть. Это разные формы будут. Либо это может быть, по сути дела, приезд руководителя непосредственно в тот коллектив, либо это встреча руководителя непосредственно с конкретным гражданином в присутствии того сотрудника, где будут принесены извинения. Если был нанесен материальный ущерб, будет возмещен и материальный ущерб. Нам не стыдно к этому вопросу возвращаться. Почему? Потому что, однажды обманув и неправильно сделав, мы порождаем нехорошую историю, так нельзя".

Учат здесь и обращаться с полиграфом - детектором лжи. Все курсанты перед поступлением прошли на нем проверку. Следующая проверка - перед выпускным экзаменом.

Елена Костина. и.о. начальника отдела психологического обеспечения работы с личным составом: "Могу сказать точно и однозначно, я уверена, полиграф обмануть нельзя. Можно обмануть полиграфолога, который недостаточно опытен и подготовлен. Полиграф обмануть нельзя".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Полиграф уже применяется в работе МВД?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Департамент собственной безопасности в случае каких-то серьезных проверок либо каких-то спорных вопросов использует данную технологию. При поступлении в органы внутренних дел, где у нас действительно есть проблемные вопросы, где у нас есть сомнения, например, когда из Северокавказского региона прибывают наши сотрудники, и где-то в каких-то вопросах чувствуем изменение в поведении - в ряде случаев мы выявляем таких ребят, которые, по сути дела, стоят на грани совершения преступления".

Тимур Сиразиев, корреспондент: "То есть, вы распознаете тех людей, которые могут нарушить закон, или уже нарушили?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "И то, и другое. Если мы говорим об отборе, который непосредственно сейчас уже происходит, то будущий сотрудник, который приходит к нам, он помимо психофизиологического исследования, медицинских исследований проходит еще и данный тест".

Рукопашный бой - обязательное занятие для всех. Полицейский должен уметь защищаться и без оружия. Курсанты-выпускники знают, как обращаться и с пистолетами, и с автоматами. Некоторые собирают автомат Калашникова с закрытыми глазами. Но в любом случае, силу полицейский, по словам министра, должен применять только в крайнем случае.

Тимур Сиразиев, корреспондент: "В новом законопроекте сказано о том, что запрещены пытки..."

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "А какие могут быть пытки в органах?"

Тимур Сиразиев, корреспондент: "Зачем тогда запрещать, если понятно, что они недопустимы?"

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел РФ: "Если такие вещи возникают, то мы разбираемся с этими вопросами. Если увечья есть, мы будем проводить освидетельствования при доставлении в органы внутренних дел конкретного задержанного гражданина. И после проведения каких-то следственных действий при уже завершении этой стадии мы тоже будем провощить медицинское освидетельствование. И все это будем отражать в протоколе. На входе и на выходе. То есть, чтобы человек, который обратился или который задержан в органах внутренних дел, он не мог каких-то комментариев говорить относительно того, что сотрудники органов внутренних дел относились к нему негуманно".

Сейчас законопроект о полиции дорабатывают. На внесение дополнений Президент дал две недели. Затем главный закон для всей правоохранительной системы будут рассматривать в Госдуме.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей