В Астраханской области празднуют 90-летие Государственного летно-испытательного центра
Авиационная база под Ахтубинском была создана 90 лет назад. За эти годы в Центре подготовки имени Чкалова прошли испытания практически все модели отечественных военных самолётов.
Хищные штурмовики, длинноносые самолеты дальней авиации, рабочие лошадки - "транспортники". Стоящие на аэродроме Ахтубинского летно-испытательного центра они похожи на выпускников, которых построили на торжественную линейку. Здесь в разные годы им дали путевку в небо. Нескольким сотням самолетов - за 90 лет работы.
Здесь шутят: кроме птиц - все остальное, что умеет летать, свои крылья получало здесь. История Ахтубинского летно-испытательного центра - история российской авиации. Этот ангар когда-то специально построили для прародителя космического "Бурана" - крылатой ракеты "Буря". В другой - прятали от спутников-шпионов - сверхсекретный тогда авиакомплекс А-50 - с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Здесь делалось все, чтобы никто не смог разглядеть на степном аэродроме новые военные самолеты.
Уже получены предполетные указания, известна обстановка: воздушная, наземная и даже орнитологическая. Через несколько минут летчики испытательной бригады поднимаются в небо, чтобы учить машины и учиться самим. Здесь каждый полет - это эксперименты и исследования.
Олег Мутовин, летчик-испытатель, Герой России: "За 10 лет работы у меня не было ни одного похожего задания полетного. У нас здесь у летчика за год 100 часов налета бывает на истребителях, а у некоторых и за 200 переваливает".
Олег Мутовин вполне мог бы носить еще и морскую форму. Чтобы после 10-летнего перерыва едва ли не заново научить взлетать, а главное - садиться, пилотов палубной авиации, он и его коллеги ушли в дальний поход на авианосце "Адмирал Кузнецов". После этой морской командировки Мутовин стал пятым героем России, который летает сейчас в Ахтубинске. В нештатной, как здесь говорят, ситуации, рискуя жизнью, он сумел спасти самолет.
Олег Мутовин, летчик-испытатель, Герой России: "Опытный самолет стоит дорого. В него вложен труд многих людей, и потерять опытный самолет по вине летчика - это может дорого стоить государству и целой программе вооружений".
На праздновании 90-летнего юбилея Государственного летно-испытательного центра будет много гостей. Накануне они в буквальном смысле слетались на ахтубинский аэродром. Несколькими спецрейсами прибыли ветераны. Чуть раньше - прилетели "Стрижи" и "Витязи" - две знаменитых пилотажных группы. Их выступление - лучший подарок в городе, где, заслышав гул самолета, все обязательно смотрят в небо.