Фермеры в Пермском крае решили сэкономить на зарплате и в итоге разорились
Владельцев успешного аграрного хозяйства в Пермском крае в этом году подвела не погода - а желание сэкономить. В итоге процветающая ферма дошла до полного разорения, а её директора ждёт суд.
Смотреть на коров без сожаления невозможно, говорит Александр, бывший дояр этой фермы в селе Кыласово. За три месяца, что прошли после массового сокращения работников хозяйства, надои молока здесь упали в три раза. В начале лета владельцы сельхозпредприятия решили поэкспериментировать - уволили всех местных жителей и заменили их иностранцами, бригадой рабочих из Таджикистана. Мол, и работать и жить тут будут.
Галина Бразгина, оператор машинного доения: "Их завезли. Сказали, их научить доить. Мы их научили. А потом хотели в отпуск идти с 1 июня. Нам предложили вообще уволиться, теперь полный штат на ферме".
Бригадой из 11 человек хозяева фермы поначалу были довольны - трудились не покладая рук, с пьянством проблем не было. К тому же ни больничные, ни отпускные оплачивать не надо - работники числились в другой фирме, с которой хозяйство заключило договор. Но то ли работа показалась иностранцам тяжелой - дойка дважды в день, а еще пасти нужно, корма принести и убрать за скотиной - больше 300 голов на ферме, а тут еще и зарплату задержали, гастарбайтеры однажды взяли и дружно сбежали из коровников. Двое из них подались по привычке на стройку тут же в селе.
Салембой Байматов: "Вовремя не дали, получка нас не устроила, и мы уже хотели уйти. Мы решили не работать здесь".
Пока руководство решает, кто будет трудиться на ферме, местные или наемные работники, животные все чаще стали болеть. У телят из-за неполноценного питания рахит, коровы страдают маститом - доили их не регулярно. А сами коровники пришли в запустение.
Еще более драматичная картина во дворе фермы - мертвые коровы лежат прямо на земле и в тракторной тележке. Бывшие работники из числа сельчан, которых бизнесмены уговорили вернуться и хотя бы подоить коров, в шоке от увиденного.
Людмила Шестакова, доярка: "Коровы начали погибать, одна, потом две, самые крупные телки тоже. Потом телята".
Директор хозяйства уверяет - решение о привлечении иностранной рабсилы принимали собственники предприятия. Он и сам здесь наемный менеджер.
Сергей Липилин, директор хозяйства: "Сначала вроде бы говорили, что люди будут те, кто работали на ферме. А приехали в действительности те люди, которые не имеют представление о ферме. Никто ведь не знал, нужно попробовать, чтобы та фирма, которая показала себя, приехала, ну, не вышло".
В городском суде Кунгура вскоре начнут рассматривать дело о дисквалификации Сергея Липилина в качестве директора. Предприятие задолжало работникам-сельчанам больше 1,5 миллионов рублей. В районном же управлении сельского хозяйства вовсе считают, что при нынешнем руководстве у этой агрофирмы вообще нет перспектив развития.
Татьяна Мальцева, начальник управления сельского хозяйства Кунгурского района: "У нас сегодня горький опыт по краю есть немалый, в том числе и в районе, когда собственник приходит в агробизнес не целью его развития, а с целью его наживы, с целью, чтобы свои личные интересы решать".
От интервью собственники хозяйства отказались, а в телефонной беседе пытались заверить, ч то поводов для беспокойства нет. Между тем директору ничего не оставалось делать, как просить старых работников вернуться на ферму. Кто-то отказался - мол, сначала верните деньги. Некоторые согласились - ведь другой работы в селе просто нет. Да и душа, говорят, болит - жалко смотреть, как умирают коровы.