Новый этап горячих дискуссий о вырубке деревьев в районе подмосковных Химок
Сегодня члены Общественной палаты посетили в подмосковных Химках лесной массив, через который, по планам строителей, должна пройти новая скоростная автомагистраль Москва - Санкт Петербург. Этот проект вызывает ожесточённые дискуссии. Против прокладки трассы протестуют экологи и представители других общественных организаций. По поручению Президента, работы в Химкинском лесу были приостановлены. Решено провести широкое обсуждение и изучить альтернативные маршруты.
Если прийти в Химкинский лес, то выяснится, что он меньше всего похож на экологически чистое место. Конечно, лес - это в любом случае лучше, чем какая-нибудь промзона, и дышится здесь совсем иначе, но когда смотришь на кучи мусора, то отсюда хочется немедленно уйти. Но делаешь всего 50 шагов и натыкаешься на такую же точно свалку бутылок, пакетов. Проходишь еще 120 шагов и видишь новую мусорную горку. Такое впечатление, что они равномерно распределены по всему лесу. Ну, а когда выходишь на поляну, где до последнего времени производилась вырубка, то видишь еще кое-что удивительное: за березами, видны крыши строений, в которых живет бывший лесник Химкинского леса, который про него много знает.
Жилище Георгия Крыгина тоже больше всего напоминает свалку: груды старой ржавой техники, строительный мусор и неизвестно почему уцелевший забор.
Жизнь жителей химкинских окраин тоже связана с лесом, и это видно не только по кучам мусора. Многие приходят в лес к роднику, набирать воду. По плану строительства дорога родник обойдет, но тогда ходить придется по подземному или надземному переходу, а это не очень удобно. Евгения Чирикова – наверное, самый последовательный противник строительства. По ее мнению, дорога не просто лишит некоторых привычных удобств часть жителей Химок, а обязательно погубит весь лес, целиком.
Евгения гордо носит значок, который текстом напоминает боевую медаль: "За оборону Химкинского леса". Развитие конфликтной ситуации прервало решение Президента, согласно которому вырубку прекратили до достижения согласия в той или иной форме. И сегодня в Химках прошли дополнительные общественные слушания, на которых обсуждали разные альтернативные варианты строительства. Если обойтись без переселений, то остаются два варианта, и руководители строительства объяснили почему выбрали существующий.
Андрей Журавлев: "Стоимость почти 200 млрд при прохождении тоннелем и 51 миллиард при прохождении существующим вариантом. Для прохождения тоннелем нужны осушительные работы, и не один эколог не скажет, как себя поведет вода, и лес может погибнуть весь".
На обсуждении, а на них собрался полный актовый зал дворца культуры выяснилось, что вообще никто из жителей Химок против самого строительства трассы не возражает - ежедневные пробки и грязный воздух - здесь одна из главных городских проблем.
Накал страстей велик, и это верный признак того, что нужны внятные объяснения и убедительные доводы. По поручению Президента, вопросом занялась Общественная палата - сегодня ее представители ходили в Химкинский лес вместе с Евгений Чириковой, чтобы понять, какие именно аргументы у сторонников альтернативной трассы.
Впрочем, окончательное заключение в Общественной палате будут принимать 16 сентября, по итогам проведения общественных слушаний. И только после того, как свое мнение выскажут профессионалы - экологи, биологи, юристы, - станет понятно какой вариант наиболее приемлем, в каком из них строительство нанесет наименьший ущерб.