Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
31 августа 2010, 21:08

Методика обучения вундеркиндов: как сверхмощному интеллекту совладать с эмоциями

При этом многих родителей больше волнуют не материальные, а моральные проблемы, с которыми может столкнется ребёнок в школе: отношения с педагогами, обстановка в классе, будущие успехи в учёбе. Сложнее всего, как это ни парадоксально, приходится самым одарённым детям. Вундеркинды прекрасно успевают в классе, но часто испытывают трудности в общении.

- Списывали?

- Ну, нет, ну что вы, конечно, нет!

"Конечно, да" ответили бы большинство подростков. Но для Алены и Миши этот вопрос - почти оскорбительный. Быть лучшими они привыкли с детства. Вот некоторые семейные рекорды: Алена в полгода уже заговорила, а Миша в 7 классе провел урок математики за учителя.

Михаил Тужилин, студент МГУ: "Задачу можно разными способами решать, самое лучшее - короткое, ясное и простое. И когда ты ее находишь - ощущение света".

Любовь к познанию - почти на физическом уровне. Это и выдает вундеркиндов или дословно - чудо-детей. В Сократовскую школу для одаренных малышей приводят родители, а принимают психологи. Уверяют, особый склад ума просто видно.

Светлана Котягина, психолог лицея для одаренных детей: "У них особое лицо, у них лучистые глаза, которые светят той силой интеллекта".

Такой ребенок очень быстро понимает, он особенный. Учиться ему легко, взрослые им восхищаются, с ровесниками не интересно. Вот только дети постарше с ним тоже не дружат.

Виктория Юркевич, профессор: "У них же с самого начала яма между интеллектом и умением понимать людей, правилами социума. Они немного книжные".

Вот почему танцевать на переменах просто необходимо, говорят психологи. Из-за десинхронии развития. Сверхмощный интеллект заимствует силы, к примеру, у эмоциональной сферы. Тогда ребенок может быть капризным, и даже истеричным. Или бегло читает, но с трудом пишет: проблемы с моторикой.

Природа обкрадывает, поясняют специалисты. Но спасительно прятать книжки и отправлять в спортивные секции бесполезно. Чтобы одаренный ребенок мог быть нормальным, пища для размышлений должна поступать в неограниченном количестве. Перегрузить лучше, чем недодать.

Поддержит разговор и даже поправит. Любимая книжка 5-летнего Жени - "Хочу все знать". Его так здесь и называют - энциклопедия. В этом детском саду считают - одаренные все дети. С рождения. Только дар этот нужно отыскать. Жене как-то показали новую игру - шахматы. Обыграть сейчас его может только отец.

Играть нужно только в полезные игры, причем с рождения, считает Павел Тюленев. Он первым в Советском Союзе разработал методику раннего развития. Гениями не рождаются, а становятся, если с ними беспрерывно заниматься.

Павел Тюленев, президент Академии образования социального и экономического развития: "Папа, мама сидят на кухне - будешь играть в журналиста? Даем слово - ползет, печатает".

На кадрах семейного видео - дочь ученого-экспериментатора. Ларисе три года. Она едва достает до стола, но уже печатает сказку собственного сочинения.

Необычные дети в обычной песочнице. Марина и Ангелина - девочки одаренные: старшая лепит, младшая говорит: много и интересно. Нет особых программ, расписания, репетиторов. Занимаются сестры когда захочется. А познают мир во дворе.

Елена Береговая, мама "Я даже не отдала ребенка в подготовительный класс, потом еще 11 лет трубить в школе, пусть еще год будет ребенком, играет".

Одаренность - дар тяжелый, уверяют психологи. С печатью "особенный" придется место в жизни искать особое. Каждый год в вузы столицы со всей России съезжаются сверхспособные дети. Свои "малолетние первокурсники" есть в каждом университете. И у них все самое сложное - впереди.

К 17 годам, когда остальные дети только поступают на первый курс, одаренные уже заканчивают университеты. Как правило, с несколькими дипломами. Вот только элементарно - трудоустроиться им сложнее других. Кому нужны бизнесмены-подростки или юристы-дети. Единственное, что им остается - учиться дальше.

Даже самого высокого в классе ученика рано или поздно остальные догонят. Так к 30 годам одаренные, в большинстве случаев, выравниваются с обычными детьми. Не по интеллекту, а по устроенности в жизни. Это новая проблема, даже диагноз - "синдром бывшего вундеркинда".

Виктория Юркевич, профессор МГППУ: "Когда его достижения не соответствуют его амбициям - это очень тяжело. Он-то мечтал науку перевернуть, а не случилось".

Сегодня ученые говорят о создании специальных бюро трудоустройства одаренных ребят, чтобы дар они смогли реализовывать. Большей радости и не существует для таких детей. А что может быть важнее счастья ребенка?

Читайте также: