Окунуться в атмосферу средневековой Руси решили участники исторических клубов нашей страны
Они принимают участие в масштабной реконструкции, в ходе которой не только меряются силой в бою, но и демонстрируют своё мастерство в ремесле. Звук гудков и боевых рожков предвещает одним смерть и забвение, другим - почести и щедрую награду.
В Киеве неспокойно. Судьба великокняжеского престола решится здесь буквально через несколько минут. В сражении под Любичем князья Ярослав и Святополк выставили друг против друга отборные дружины. И совсем необязательно, что в этот раз все пойдет так, как тысячу лет назад.
Убитые с любопытством наблюдают за исходом сражения. Все построено исключительно на честности. Получил удар - падай. Многие, впрочем, признаются: в пылу боя даже жесткие удары чувствуешь не всегда, узнаешь о них только потом, по синякам и ссадинам.
Олег Болдырев: "Да, снаружи это выглядит очень страшно. И реально в бою это тоже страшно - получать железо об железо, бить, мечи".
Поддоспешная рубаха, чешуя, наручи - на позицию девушка провожала бойца. Доспехи не только антураж, но и жизненная необходимость: смягчают удары и действительно защищают. Хотя первое требование к амуниции - должна полностью соответствовать тому, что носила дружина конкретного княжества в конкретном веке.
Александр Михайлов, кожевенник: "Как она шьется: берется кожа, вырезается по соответствующей выкройке, делаются отверстия шилом в коже и сшиваем это все льняной вощеной нитью".
Здесь есть свои кожевенники, свои ювелиры, свои оружейники и кузнецы. У Александра Апановича два образования: историческое и техническое. Работу над каждым мечом он начинает с чтения книг.
Александр Апанович, кузнец-оружейник: "Снимать размеры с настоящего меча - в музее где-то, хотя бы по фотографиям, потому что меч, понимаете, он должен гнуться. Меч - не просто игрушка, металлическая палка, а сложный инструмент".
Разумеется, первое, что обращает на себя внимание - невероятный вес всего этого. Доспех в сборе весит около 50 килограмм. Меч - больше трех. Сложно даже представить себе как можно в течение, скажем, часа размахивать такой тяжелой железякой. Невольно вспоминается лермонтовское "Да, были люди в наше время".
Тем удивительнее видеть, как управляются с таким оружием даже хрупкие девочки. Фехтуют, ездят верхом, стреляют из лука. Признаются: исторически это, может быть, и не совсем достоверно. Но приятно и очень красиво.
Елизавета Безлуцкая: "Это интересно тем, что можно попытаться окунуться в атмосферу, которая была где-то тысячу лет назад примерно".
Стоят лагерями. Каждый отряд, он же исторический клуб, он же род - отдельно. Поляне, вятичи, кривичи, и даже викинги. Еда, само собой, тоже из 11 века. Пироги, каши, и деликатес - мясо с капустой.
Завтра они вновь наденут пиджаки и спецовки, погоны и белые халаты. И лишь ссадины и синяки, да еще запах дыма и полевых цветов напомнят о том, что все они - мастера и воины, на которых столетиями стояла их земля.