Патриарх Кирилл совершил на Соловках праздничное богослужение
Русский Север призван сыграть выдающуюся роль в развитии не только России, но и всей человеческой цивилизации. Об этом заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который посетил Соловецкий монастырь. Предстоятель призвал к восстановлению древней обители, которую в годы советской власти большевики превратили в первый в стране концлагерь для политических заключённых.
Это уже почти традиция - второй год в День памяти основателей Соловецкой обители, Савватия, Зосимы и Германа, Патриарх совершает в Соловецком монастыре праздничную службу. Для него это особое место. Здесь среди первых узников Соловецкого лагеря особого назначения вместе с репрессированными священниками оказался дед Патриарха, Василий Гундяев, на долю которого в советское время пришлось 46 тюрем и семь ссылок. Остров Анзер в те времена был одним из самых суровых испытаний для заключенных.
Этот год для Соловков - год печального юбилея, 90-летия с того дня, как по решению Архангельского губисполкома был учрежден первый концлагерь. Патриарх Кирилл пригласил сюда на заседание Комиссию рабочей группы при Президенте России по сохранению наследия Соловков.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Наступает наше время, и мы всем миром должны откликнуться на божий призыв восстановить эту обитель и весь архипелаг".
Восстановление Соловков - это непростой вопрос, который затрагивает интересы церкви, местного населения и специалистов по культурному наследию. И каждый, кто сюда приезжает, обязательно сталкивается с этой проблемой. Однажды полюбив Соловки, Софья Яковлевна приезжает сюда каждый год вот уже сорок лет. Последние двадцать лет она привозит сюда группы волонтеров.
На завтрак - рис и гречка, нехитрые бутерброды, вкуснейший чай на воде из озера. Они здесь живут по несколько недель. Ночуют в палатках и бесплатно трудятся для легендарного Соловецкого ботанического сада. На этот раз их задача - приготовить основание для будущего пруда, в котором Ботанический сад представит коллекцию водных северных растений.
Софья Коцот, волонтер: "Мы работаем здесь с 1991 года, то есть, почти полные двадцать лет. И только два человека за всё время больше не приезжали на Соловки ни разу. Остальные продолжают возвращаться снова и снова".
Ботанический сад, как почти всё на Соловках, пережил три периода: монастырский, лагерный и современный. От монастырского периода здесь остались только легенды, некоторые постройки и девять сортов уникальных растений.
Яблони посажены в 1860 году, и они до сих пор продолжают плодоносить. Это кажется невероятным, особенно для Севера. Специально подбирали такие сорта, которые здесь приживутся. Их яблоки маленькие и очень кислые, но все равно, для монастырской трапезы Х1Х века это было невероятной роскошью.
В 1903 году бадан и морщинистую розу подарил монастырю памирский лама. За этими растениями продолжали ухаживать, даже когда Соловки превратились в лагерь.
Специальные заключенные должны были продолжать монастырские эксперименты с растениями. Благодаря их усилиям здесь было высажено еще около двадцати редких видов цветов и деревьев.
Сегодня научные сотрудники тоже ждут решения Комиссии по наследию Соловков и понимают, что должны быть формы сосуществования монастырской Макарьевской пустыни и научных достижений современных специалистов.
Софья Коцот, волонтер: "Я помню, в году 1993-94-м все разделились и спрашивали друг у друга, ты работаешь на монастырь или на музей? Я говорила, я работаю на Соловки. Соловки можно или сохранить или потерять, только вместе".
Несколько лет назад здесь попробовали высадить арбузы и виноград, которыми любили на Соловках потчевать гостей монастыря. Получилось. Правда, выросло всего четыре лозы.
Ольга Гришанова, заведующая Соловецким ботаническим садом: "Два года назад попробовали посадить розу. Она у нас прекрасно прижилась. То, что здесь, на Севере, можно вырастить эти цветы, это очень замечательно".
Причем прижились все тридцать сортов роз, которые здесь рискнули посадить. Причина успеха - не только в старании сотрудников Ботанического сада, но и в том, что зимы в последние годы здесь стали непривычно мягкими. Перемены климата, как, впрочем, и перемены в обществе, всегда отражаются на жизни Соловков.