В Подмосковье водители будут сдавать экзамены в присутствии общественных наблюдателей
В Московской области решили вернуться к опыту советских времен и приглашать на экзамены на получение водительских прав независимых общественных наблюдателей.
Перемены в составе комиссии, говорят инспекторы, должны положительно повлиять на качественный отбор будущих водителей, исключить какие-либо подтасовки и попытки повлиять на тех, кто впервые садится за руль.
Экзаменуемые могут и не догадываться, что на них во время сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения все время смотрит видеокамера. А вот не заметить наблюдателей среди сотрудников в милицейской форме просо невозможно.
Общественные наблюдатели как третейские судьи – если сотрудника ГАИ еще можно обвинить в предвзятости, то наблюдатель – сторона незаинтересованная, они даже денег за свою работу не получают. А вот ответственность несут, ставя подписи в документах.
Алла Гаврута, общественный наблюдатель: "Есть такая форма акта, где я пишу, что претензий сегодня не было. Если она была, то пишется, какая претензия, и мы разрешили вопрос, по какой причине".
Алла Алексеевна – наблюдатель со стажем. Это сейчас эксперимент, а в советские времена наблюдатели были практически во всех экзаменационных отделениях ГАИ. За ее плечами 15 лет такой работы. И правила знает назубок, и все огрехи начинающих водителей видит. Много лет сама провела за баранкой, причем начинала с грузовой машины.
Вернуться к институту общественных наблюдателей сотрудников ГИБДД Московской области заставила жизнь: просто не было денег, чтобы оборудовать все классы и все машины видеокамерами. Но даже когда местами это удалось, от наблюдателей решили не отказываться.
Владимир Баклыков, нач. отдела экзаменации Управления ГИБДД ГУВД по Московской области: "Во-первых, влияет на качество приема экзаменов с точки зрения разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при приеме экзаменов между кандидатами-водителями и инспекторами и как одна из антикоррупционных составляющих".
Схалтурить или договориться при такой системе просто невозможно. Ведь на практическом вождении, помимо экзаменуемого и инспектора, теперь всегда еще одна пара глаз.
Сергей Резвалов, исполнительный директор Союза автошкол Московской области: "Сам кандидат-водитель не знает некоторых нюансов специфики приема экзамена. Ему инспектор может задать провокационный вопрос, дать провокационную команду, он ее выполнит и тем самым нарушит правила дорожного движения. Вот чтобы не было таких инцидентов, мы и присутствуем".
Ни одна автошкола за 3 месяца обучения не может подготовить профессионального водителя. Все они, даже если и сдадут на права, попадают в категорию "чайников". Собственно, это понятие пошло от туристов: опытные брали с собой только котелки – в них можно и воду сварить, и кашу приготовить, а начинающие тащили с собой чайники – они были привязаны к рюкзакам, и их было видно за версту. Позже это понятие стало распространяться на всех новичков, ну и, конечно, на начинающих водителей.
На самом деле "чайники" совершают не так много ДТП. Как показывает практика, с участием начинающих водителей происходит только каждое пятое ДТП. Все остальные совершают уже опытные водители.
Статистика указывает 2 опасных этапа для севших за руль. Это так называемый "эффект пятитысячника", когда человек уже не боится водить машину. В этот период и происходит львиная доля аварий, как правило, мелких: не рассчитал тормозной путь, помял машину при парковке и так далее. Второй – "эффект двадцатипятитысячника". Очень опасен. К этому моменту человек за рулем уже лет 5. Начинается большая скорость и рискованные маневры. Аварии в этот период имеют тяжкие последствия.