Французы участвуют в спасении лесов под Нижним Новгородом в память о подвиге русских пилотов
В Нижегородской области, где по-прежнему действует режим чрезвычайной ситуации, площадь лесных пожаров сократилась вдвое. В тушении огня участвуют свыше 9 тысяч человек. Активно используется авиация, в том числе самолет, прибывший из Франции.
7 утра, а видимость ниже критической, задымление усиливается. На земле ждут результатов первого полета. Аэропорт закрыт для гражданских самолетов. Французы идут на риск. Такую посадку называют "в молоко" — по приборам на удачу.
Марк-Фредерик Асслоен, пилот (Франция): "Там кошмар. Мы спускались на 20-30 метров для сброса воды, весь нос у самолета в сбитых комарах. Там все горит — только сбросишь воду, а рядом еще один очаг. Ад какой-то".
Один полет — один очаг. Цели выбирают сами — карты на русском языке, поэтому французы идут по нюху: Выксунский район, где две деревни выгорели целиком; потом Городецкий, где проливали территорию вокруг детских лагерей отдыха; сегодня пошли спасать деревушки в Сокольском.
Клод и его экипаж в Россию попросились сами, добровольцами. Говорит, на их базе в Мариньяне это считают делом чести — в память о русских пилотах, таким же жарким августом 1967 года спасавшим леса под Марселем.
Клод-Мишель Лави, командир спасательного отряда (Франция): "Это были настоящие герои — Юрий Гарнаев и его экипаж. Они несколько суток тушили как раз вокруг нашей базы, я еще ребенком был. Они все погибли — тушили при нулевой видимости, спускались в самое пекло и задели скалу".
Челноком от пожара к пожару — видимость ниже критической. Теперь они спускаются в пекло, в дым, по приборам. Очаги пламени — уже ориентир.
Еще один забор воды — соседнее озеро совместными усилиями уже обмельчало на 2 метра. Еще одна заправка водных баков. Уверяют: языковой барьер не мешает, как в войну, когда из-под Иваново, это отсюда всего 200 километров, вылетали экипажи "Нормандии-Неман" — французские летчики с русского аэродрома — бороться с общим врагом. Первое условие работы, о котором договорились еще на земле: самолет не должен простаивать ни одной лишней минуты.
Борьба со стихией четким конвейерным способом. Пока французский экипаж в небе, российские пожарные забирают воду, 10 тонн — по 5 в каждую машину. Вернувшийся с миссии экипаж отдыхает 10, максимум 12 минут — пока воду заливают в баки. И снова отправляется на миссию — французское наступление на русские пожары.
Как говорят французские спасатели, Елисейский дворец уже пообещал отправить в Россию 37 спасательных машин, 70 тысяч масок, 120 спасателей. Объясняют: вы всегда приходите на помощь соседям по Европе, теперь наша очередь.
Франсис-Клод Арнольд, штурман (Франция): "С огнем в России сейчас борются все. Любая помощь сейчас не лишняя. Но в такую погоду, наверное, нужно уповать на высшие силы. Хоть бы начались дожди, мы победили бы огонь".
7 вечера. Полсуток непрерывных полетов. Уже решено, что завтра они отправятся самое пекло — леса Воскресенского района, куда пожарные машины добраться не могут. Французы на маленьком челноке собираются сбить пожар хотя бы с верхушек деревьев. Уверяют: рискнем. Чтобы потом вместе с русскими пожарными пить шампанское.