В России вспоминают погибший экипаж атомной подводной лодки «Курск»
Атомная подводная лодка "Курск" затонула в Баренцевом море 12 августа ровно десять лет назад. Тогда погибли все, кто был на борту, 118 человек. В память о них во многих городах сегодня прошли траурные мероприятия, а во всех подразделениях ВМФ приспущены флаги. Ровно в 11 часов 28 минут - это время гибели "Курска" - была объявлена минута молчания.
К мемориалу в Мурманске пришли родные, друзья и сослуживцы погибших подводников. Люди принесли к памятнику цветы, а затем по традиции опустили на воду венки.
Десять лет назад матери Руслана пришлось заново учиться жить, уже без сына. Руслану до дембеля оставалось три месяца, когда он уходил в поход на "Курске". Весть о гибели, и потом год - словно в тумане, пока не узнала, что ждет ребенка.
Валентину отговаривали родные и друзья. Все, кроме мужа. Родить в 40 с лишним лет кто же решится! Но нужно было искать смысл для продолжения жизни. Врачи пугали осложнениями, вызывали на беседы, давили на супруга, и все-таки сдались.
Дочку назвали Надежда. Девять лет она - тот самый смысл, ради которого и продолжается жизнь. С заботами, переживаниями и улыбкой, что муж не видел на лице Валентины почти два года, с тех пор как узнали, что сын Руслан из похода не вернется.
О брате с мамой Надя говорит не часто. Его письма убрали далеко на полку. Их Валентина все еще не может читать, но фотографии пересматривать любит. Чаще те, что были сделаны до службы.
Руслан, когда погибал "Курск", был в третьем отсеке. Его командир, капитан первого ранга Багрянцев - в соседнем, втором.
Начальник штаба дивизии подводных лодок точно знал, что кто-то из его двоих сыновей обязательно продолжит династию, пойдет на флот. Только вот гибель отца должна была, кажется, заставить от флота отвернуться. Не заставила.
Игорь Багрянцев через год получит лейтенантские погоны. Вопреки уговорам родных, он мечтает не просто служить, но ходить, как и тот, чье отчество он носит, на подводной лодке.
Это его первый поход, и сразу заграничный, с заходами в Индию и Францию, и сразу на флагмане "Петр Великий". Тот самый корабль, что находился всего в сорока километрах от легшего на дно "Курска". Игорь сам рвался сюда, чтобы лучше понять людей, которыми придется командовать.
Игорь Багрянцев: "Надо побыть в их шкуре, побывать на всех тревогах, поесть за одним столом…"
Он очень просто отвечает на вопрос - зачем. Повторить путь отца, которого у него море отобрало. И слова эти не кажутся заученной банальностью.
Игорь Багрянцев: "Защищать родину, свою семью, прежде всего… Чтобы людям стало легче жить".
На "Петре Великом", который сейчас в индийском порту, о том, чей Игорь сын, знают лишь несколько офицеров. И это его решение. Чтобы никаких поблажек. Понимает, что легко не будет, так же как отцу, который и в самое тяжелое время флот не бросил, даже когда приходилось каждый день менять офицерскую форму на робу грузчика, чтобы семья не голодала.
Игорь Багрянцев: "Отец и грузчиком работал, содержал семью… С таким человеком, как за каменной стеной находишься".
Олег и Лена еще совсем маленькими получили сразу два удара, один тяжелей другого. Жить без отца мама смогла недолго, умерла от рака. От детского дома спасла сестра Василия Кичкирука, старшего мичмана "Курска".
Награды и видео - память, что хранят в семье, где уже семь лет четверо детей. Для Веры они родные все. А старший еще и словно память о брате, на которого очень похож.
Вера Степанчук: "Рвение к учебе, усердие, манеры, как у папы".
Лена готова поспорить, кто больше похож на отца. Говорит, я как он, тоже хорошо учусь. Олег о море не мечтает, хотя помнит, как папа старался эту мечту привить.
Олег Кичкирук: "Его стоило уважать за то, что он заботился о нас. Каждый раз возвращается к нам, и уходит опять в море, чтобы нас прокормить".
Без отца, сына или брата, они не дали горю заменить жизнь. Научились жить, храня память о потерях, ничего не вычеркивая из прошлого, и научились думать о будущем.