Получив временное жилье, люди не думали, что застрянут в нем на целых 20 лет
В отчаянном положении оказались несколько семей из Омска. Люди вынуждены ютиться в металлических вагончиках, напоминающих огромные бочки. Предприятие, поселившее их туда, обанкротилось, так и не обеспечив своих сотрудников квартирами, а власти отказались регистрировать металлические времянки.
Соседи прозвали их обитателей "современными Диогенами", как античного мудреца-отшельника. Впрочем, самим жильцам не до философских размышлений.
Этот небольшой район в Омске называют "поселком Диогенов". Его жители стесняются общаться с журналистами. Железные конструкции стали домом для 6 семей. Вячеслав живет в бочке уже почти 20 лет. Здесь нет ни улиц, ни номеров. А жилье различают только по цвету.
Вячеслав Грунин: "Предпоследняя, зеленая, - тоже старожители, двоих детей уже вырастили".
Когда-то эти бочки принадлежали заводу железобетонных изделий. Их поставили временно. А потом планировали построить жилые дома и переселить туда рабочих. Но 10 лет назад завод обанкротился. И для нескольких семей это временное жилье стало постоянным. Долгое время люди жили без всяких удобств. Сейчас пытаются решить вопрос хотя бы с водой.
Светлана Чернова работала на заводе крановщицей. Она - единственная из обитателей бочек, кому через знакомых удалось выхлопотать себе прописку по адресу, где раньше был зарегистрирован цементный завод. Говорит, и на том спасибо. Живет здесь одна. Во дворе разбила огород. Сама построила крыльцо. На очереди - баня.
Светлана Чернова, жительница поселка: "У нас нет условий: ни отопления, ни воды. Одним электричеством отапливаемся. Зимой замерзаем, сейчас печемся".
В каждой бочке по минимуму есть все, что нужно для быта: техника, мебель, посуда. В небольшом помещении очень душно. На улице сейчас +32, а здесь - за 40. Постоянно работает вентилятор. Потому что без него находиться здесь невозможно.
Когда завод закрывался, бочки списали с баланса. А на баланс муниципалитета их так и не приняли - нет документов. Все, что могут предложить в мэрии - встать в очередь на жилье, предоставляемое по договорам социального найма. Светлана Чернова так и сделала. Только не знает, когда дойдет до нее очередь.
Елена Гончарова, заместитель директора департамента жилищной политики г. Омска: "Законных оснований предоставить жилье сегодня мы не имеем. Очередь у нее очень далеко, она с 2002 года - 14200-я. Мы можем предоставить соцнайм только при подходе очереди".
Игорь Евдокимов живет здесь с супругой. Здесь родился и сын, которому сейчас 17. Стены утеплили, но в 30-градусные морозы это не спасает. Сейчас Евдокимовы пытаются провести отопление. Игорь работает водителем. Супруга - медсестрой в больнице. Доход на двоих - 15 тысяч рублей. На новую квартиру при всем желании не накопить.
У соседей Евдокимовых двое маленьких детей. Периодически их отправляют пожить к родственникам.
Вячеслав Грунин: "Девочка у нас ходит в детский сад, на нее пальцем тыкают: ты живешь в бочке".
За 20 лет сменилось много чиновников, которые не хотели признавать это жилье муниципальным, и старались не замечать в каких условиях живут люди. А тем временем в бочках подрастает уже второе поколение "Диогенов". Почти все они родились здесь и называют эти конструкции своим домом.