Владимир Путин побывал в Нижегородской области, по которой пронесся «огненный шторм»
Специалисты объясняют, что такое "огненный шторм", так: после многих недель без дождя трава и деревья, высушенные до предела, вспыхивают от любой искры. Над очагами пожаров воздух раскаляется и поднимается вверх, иногда на несколько километров. Получается своеобразная труба, которая втягивает воздух и огонь у земли со скоростью в десятки километров в час. Противостоять этому не может ни вода, ни пена.
Грустные шутки – все, что осталось людям, у которых не осталось ничего. Здесь уже почти нет и открытого пламени, своими языками слизав деревню, оно понеслось дальше. Ветер 25 метров в секунду разгонял летящий огонь до скорости 20 километров в час.
В час по деревне — с такой интенсивностью огонь в минувшие вечер и ночь съедал нижегородские населенные пункты. Кирпичные кладки печей — все, что осталось от 341 дома деревушки Верхняя Верея. Да еще и дым, застилающий небо и пепел, который по-прежнему греет руки.
Здесь будто на поле боя, где даже колеса тележки напоминают обгоревший оружейный лафет. Вырубали просеки, запускали понизу встречный пал, но ветер обманул – пустил пламя по верхушкам деревьям, и уже оттуда оно падало на деревни, за минуты превращая дома в пепел.
Владимир Путин с Сергеем Шойгу, ступая по барханам пела, что накануне было центральной улицей, переговариваются редко и негромко, вероятно о том, что на это место люди вернутся жить еще нескоро.
Эмоции, что раскаляют и без того жаркую, пропитанную гарью атмосферу, остудить можно не просто сочувствием, а конкретным решением.
Жители деревни Верхняя Верея: "Мы ничего не просим сверхъестественного. Мы просим, чтобы вы нам дали гарантию, что мы к зиме будем жить. Просим федеральной помощи, чтобы нам восстановили деревню".
Владимир Путин: "До зимы все дома будут стоять. Я обещаю: ваша деревня будет восстановлена. Определим, сколько нужно денег на восстановление жилья. Будем исходить из средней стоимости одного квадратного метра в регионе. И это будут дома даже побольше, чем вы имели. Мы перечислим деньги в губернию, они выберут компанию, которая за приемлемые средства в оговоренные сроки, до зимы, построит поселок".
Прямо на месте меняется сумма компенсации, по закону положенная погорельцам. Что такое 50 тысяч на семью, которую одна ночь лишила всего?
Жители деревни Верхняя Верея: "Дома нам восстановят. А как мы оденемся, обуемся?"
Владимир Путин: "По закону положена небольшая сумма — всего 50 тысяч на семью. Поэтому мы сделаем по-другому, имея в виду масштаб того, что произошло: не 50 тысяч — на семью, а 100 тысяч — на человека. Это будет только из федерального бюджета. И еще 100 тысяч на человека — из областного".
Жители деревни Верхняя Верея: "Вот это уже разговор серьезный. Мы очень вам благодарны будем, если это все так получится у нас".
Владимир Путин: "Получится".
Жители деревни Верхняя Верея: "Сейчас нас уже тоже с гарантией разместят куда-то, до момента заселения?"
Владимир Путин: "Да, здесь пансионат есть, туда и разместят. Если там будет плохо, значит, переведут в другое место. Там 500 мест, а занято всего 100 с небольшим. Обеспечат транспортом. На текущие расходы всем выдадут по 10 тысяч рублей".
Жители деревни Верхняя Верея: "Нам сказали по 5 тысяч".
Владимир Путин: "Я сказал по 10 тысяч на человека".
Для премьера очевидно: просчетов, которые оставили людей без крыши над головами, чиновникам не простят. Владимир Путин предлагает главам муниципалитетов выход — заявление об отставке.
Владимир Путин: "Судя по настроениям людей, исходя из этих настроений, рекомендую руководителям муниципалитетов, в отношении которых есть большие сомнения о доверии к ним со стороны граждан, сложить с себя властные полномочия, а губернаторам – создать рабочие группы и штабы во главе с одним из своих заместителей, которым поручить оперативную работу по помощи гражданам и по восстановлению утраченного жилья. Правоохранительные органы проведут тщательное расследование и дадут оценку деятельности и работе каждого должностного лица".
Это слова, произнесенные уже на оперативном совещании, где звучало много цифр, часто с жестким указанием: никакому из 14 пострадавших от огня регионов России не будет позволено сдвигать сроки строительства нового жилья взамен погибшего.
Владимир Путин: "Исходя из расценок, скажем, Нижегородской области, где мы находимся, еще раз хочу подчеркнуть, в среднем дом будет стоить около 2 миллионов рублей и плюс еще один миллион на восстановление инфраструктуры. Таким образом на одно домовладение в среднем будет выделяться примерно 3 миллиона рублей".
Это пусть и не отдаленное, но будущее. Сегодня нужно одевать, кормить и устраивать больше тысячи человек. В оздоровительном центре вместо подростков, которых отправили в Нижний, теперь женщины и дети.
Слишком свежие воспоминания, как тушили и бежали, когда потушить не смогли. Чаще без помощи тех, от кого помощь ждали.
Местные жители: "Я тащила маму, дым стоял, не видно было. Кто сидел на телефоне? 3-66-76! Он просто кидал его! Это так с нами разговаривают!"
В районном центре все еще дышат сквозь повязки и солнце видят в пелене дыма. Наблюдать за этим через стекла чиновничьих автомобилей некоторым местным начальникам скоро не придется.
Суммы компенсаций пострадавшим от лесных пожаров, которые 30 июля назвал Владимир Путин, таковы:
людям, потерявшим своих близких, будет выплачено по 1 миллиону рублей за каждого погибшего;
за утрату имущества каждый член пострадавшей семьи получит по 200 тысяч рублей;
также государство оплатит строительство жилья для тех, чьи дома сгорели, по рыночной стоимости квадратного метра в регионе;
на срочные нужды люди, оставшиеся без крова, получат по 10 тысяч рублей.