Спецкомиссия составит перечень уничтоженных в результате пожара в центре Грабаря экспонатов
До сих пор идёт разбор завалов в здании сгоревшего накануне реставрационного центра Грабаря в Москве. Специалисты говорят, потребуется как минимум месяц, чтобы оценить масштаб потерь. Комиссия Министерства культуры вместе с сотрудниками центра уже работает в здании.
Весь сегодняшний день у центра имени Грабаря снова работали пожарные машины - откачивали пену из затопленного подвала здания. Все это время центр был оцеплен милицией. Во внутрь не пускали ни журналистов, ни сотрудников центра, которые с утра ждали на улице, надеясь, что еще что-то можно спасти.
Белая река вокруг реставрационного центра казалась не оставляла надежды - то, что пощадил огонь, могло пострадать от воды и пены. Вчерашний пожар тушили пять часов. Одни вертолеты сбросили на здание 530 тонн воды.
Главная интрига сегодняшнего дня - вокруг специального хранилища, которое здесь называют бункером. Если его стены выдержали огонь и воду, то есть вероятность, что основные фонды центра не пострадали.
Обстановка разрядилась ближе к вечеру, когда первой группе реставраторов разрешили войти в здание. Бункер устоял. Основная коллекция спасена, но часть произведений искусства утрачена, похоже, безвозвратно.
Алексей Владимиров: "Лили столько, что вода до сих пор по стенам стекает. Конечно, те работы, которые находились на столах, сильно пострадали".
Сапоги, респираторы и резиновые перчатки - сейчас это необходимый инвентарь художника-реставратора. Старинную лепнину, живопись, древние иконы как можно быстрее надо завернуть в упаковку. То, для чего пока не хватает рук, складывают в тени деревьев. Прямые лучи солнца для музейных раритетов опасны. Но даже московская жара лучше задымленного помещения подземного бункера.
В мастерских центра имени Грабаря на временном хранении находилось около тысячи предметов искусства, коллекция самого центра насчитывает еще около 400 экспонатов. Сюда привозили на реставрацию живопись из музеев со всей страны. Музейщики Великого Новгорода второй день обрывают телефоны реставрационного центра. Накануне они передали сюда несколько ценнейших экспонатов своей коллекции - их судьба до сих пор неизвестна.
Наталья Гормина, главный хранитель Новгородского музея-заповедника: "Корсунская икона Богоматери, которая имеет оклад с фрагментами XI века".
Известий из Москвы ждут и в музее Пскова - отсюда на реставрацию в центр имени Грабаря были отправлены произведения древнерусской живописи. О них здесь упорно не хотят говорить в прошедшем времени.
Ольга Васильева, заведующая отделом Псковского музея-заповедника: "Не находились, а находятся. Причем даже если он пострадали, мастера центра наверняка смогут вернуть им вторую жизнь".
Ущерб от пожара может составить миллионы рублей. Точного перечня ценностей находящихся в центре нет - все бумаги и документы сгорели в огне. Помощь центру имени Грабаря уже предложили ведущие музеи страны.
Во время пожара в мастерских находились раритеты и из частных коллекций - сюда часто отдавали живопись для оценки и проверки на подлинность. Специальная комиссия Министерства культуры около месяца будет заниматься инвентаризацией спасенных произведений искусства и составит перечень утраченных экспонатов.
От пожара сильно пострадало и само здание центра, являющееся памятником архитектуры. Оно было отреставрировано всего несколько лет назад.
Сегодня на месте пожара весь день работали следователи. Предварительная причина возгорания: нарушения техники безопасности при проведении кровельных работ - крыша здания загорелась от паяльной лампы. При тушении пожара погибли двое спасателей.
Виктор Быков, начальник специализированного пожарно-спасательного отряда: "Спасли с одного этажа порядка 4 человек, с 3 этажа – пожилую женщину. Проводя разведку в зоне горения, получилось так, что остались там".
Вячеславу Шашину было всего двадцать семь лет. Его коллеге, Александру Дымчикову, было сорок с небольшим. У него остались жена и девятилетний сын.