От рекордной жары страдают все — от пенсионеров до спортивных звезд
Все больше регионов России страдает от засухи. 13 июля Курганская область стала шестнадцатым субъектом, где введен режим чрезвычайной ситуации. Посевы там уничтожены на площади в 150 тысяч гектаров. Убытки фермеров, по предварительным оценкам, около миллиарда рублей.
Аномальная жара сейчас на большей территории страны. И, судя по прогнозам, это не предел. В ближайшие дни в Поволжье обещают до 38, в Астрахани — 40, в Дагестане до 44 градусов. В Якутии ожидают плюс 35. К выходным зной усилится и в столичном регионе. Люди, как могут, спасаются от жары.
Нижегородские священники просят небеса разверзнуться. Молитву о воде впору читать трети российских регионов.
В Ульяновской области, где Великая река почти у ног, жители 77 городов и поселков с утра к водовозкам выдвигаются как на работу. На водопровод расчета ноль, на колодцы тоже. Пересохли. Где не полностью, там на две трети.
Но и в тех домах, где водопровод не иссяк, живительная влага часто жизнь в духоте способна лишь поддерживать. В квартире Нины Антоновны который уже день стабильно за 30. Окна настежь не спасают ни на минуту. На какое-то время помогает мокрая простыня вокруг тела.
В общественный транспорт простыню не возьмешь, а там кондиционер, что музейная редкость. Что творится внутри автобусов, когда от асфальта пар в 80 градусов по Цельсию, лучше и не представлять.
Москвичи спасения ищут там, где его найти можно, но за счет здоровья. Врачи безуспешно пытаются предупредить — остужаться в водоемах, если температура воды хотя бы на 10 градусов ниже атмосферной, чревата спазмом сосудов сердца. То же самое — ледяной душ. В жару позволителен только теплый.
Вот уж где можно нарушить сразу несколько заповедей существования в пекло. Спорт в такую погоду не о чтобы не благо — смерти подобен. Во время интенсивных физических нагрузок теплообмен увеличивается впятеро, съедая стратегический запас воды в организме. Плюс темная синтетика, создающая парниковый эффект и вода просто испаряется. И главное нарушение правил — попытка восполнить эти потери глотком холодной жидкости. Жажду на время может и утолит, но разница температур ангину вам гарантирует.
Любителям от таких экспериментов лучше вообще отказаться. У профессионалов выхода нет. Расписание матчей составлено загодя. Под них и тренировки. Все, что в силах спортсмена — просыпаться пораньше, чтобы успеть потренироваться до пика жары. И все равно хард, на котором отрабатывает удары звезда российского тенниса Вера Душевина, успевает раскалиться так, что обжигает ступни сквозь кроссовки.
Вера Душевина: "Это как по раскаленному песку. Ноги горят, тяжело бегать".
Футбольная общественность жару встречает не столь смиренно. Слишком памятен прошлогодний случай, когда игрок казанского "Рубина" Петр Быстров с поля попал прямо в реанимацию. При жаре в 34 градуса он получил тепловой удар и отек головного мозга. И смог продолжить футбольную карьеру только спустя полгода. Тренеры клубов премьер-лиги и сейчас не понимают — зачем так рисковать?
Мы уже точно не хуже итальянцев или испанцев, если иметь ввиду показания термометра. А ведь их без сиесты, когда с часу до четырех либо до пяти никто не работает, и представить не возможно. У нас над предложением Геннадия Онищенко перенять южноевропейский опыт пока раздумывают, хотя для того, чтобы не испытывать сердца работников жарой на выносливость, оказывается, и Трудового кодекса хватит. Он допускает, например, работать в офисе 8 часов при температуре не больше 28 градусов.
Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав: "Если температура в помещении больше 28, то на час меньше".
Перечитать эту часть Трудового кодекса работодателям самое время. В ближайшие дни в Центральном округе ждут плюс 37.