Растет число российских регионов, страдающих от аномальной жары
Режим чрезвычайной ситуации введён в Мордовии, Татарстане, Саратовской области. Засуха в Поволжье и на Урале, Башкирии, Удмуртии, Калмыкии, Оренбургской и Курганской областях. Убытки подсчитывают и в Челябинской области. Там тоже нет дождей, гибнут посевы, многие фермы - на грани закрытия.
За три месяца ни капли дождя. Под палящим солнцем гибнут посевы. То, что происходит сейчас на полях юга Челябинской области, уже называют катастрофой. Почва высохла на полметра, а местами и на метр в глубину. Некогда плодородный чернозем теперь больше похож на золу.
Обычно пшеница в это время высотой полметра, а нынешним летом стебли едва поднялись на 15 сантиметров. С этого поля уже вряд ли что-то удастся собрать. Урожай здесь, что называется, сгорел.
Александр Вахрушев, начальник управления сельского хозяйства администрации Агаповского района: "Вроде бы стебель еще вид зеленый имеет, но первичная корневая система отмерла, вторичной у нас нет".
Специальная комиссия на экстренном совещании оценивает масштабы ущерба - 700 миллионов рублей убытков только в одном Агаповском районе. Здесь и еще на трех территориях области в Кизиле, Верхнеуральске и Бредах из-за засухи объявлен режим чрезвычайной ситуации. Потерян почти весь планируемый урожай зерновых, констатируют специалисты.
Пыльный шлейф от трактора тянется на десятки метров. На сухом поле с трудом всходит даже кукуруза - обычно самая стойкая из всех культур к высоким температурам. Если пойдут дожди, она будет прибавлять в день по 10-15 сантиметров. И сейчас ее важно защитить от сорняков, которые отбирают у кукурузы ценную влагу. А в соседнем хозяйстве в такой чрезвычайной ситуации и травам-вредителям рады.
Евгений Скориков, председатель сельскохозяйственного кооператива: "Мы даже отказались от того, чтобы обрабатывать на гербициды часть ячменя, пусть растет лучше сорняк, чтобы хоть что-то получить на корма".
Пострадали пастбища. На корм идут даже жесткие листья камыша. От этого резко упали надои. В селе Зенгейка ежедневно недосчитываются по 300 литров молока. Некогда крупная ферма оказалась на грани закрытия.
Николай Топчий, директор крестьянского хозяйства: "Нам любой ценой надо сохранить скот. Если мы сохраним скот, есть еще дальше перспектива жизни хозяйства, если корма мы не заготовим, скот положим, то жизни практически нет".
Сельчане в любой момент готовы отправиться на сенокос в северные районы области, которые не так сильно пострадали от засухи. Но за сенаж и силос придется платить, а все деньги уже потратили на подготовку к посевной. Областные власти пообещали компенсировать крестьянам затраты на переброску кормов. Люди же надеются лишь на милость природы.
Впервые за три месяца засухи над югом Челябинской области сгустились тучи, и с неба даже капают редкие капли дождя. Но этих долгожданных осадков не хватит даже для того, чтобы прибить пыль к земле, не говоря уже о том, чтобы насытить пересохшую почву влагой.
Настоящий ливень с сильной грозой в этот раз прошел над другим районом. И там уже вовсю готовят технику к уборке кормов на полях, которые еще не успела выжечь засуха.