Россия и Польша обнародовали новые данные о расследовании авиакатастрофы под Смоленском
В авиакатастрофе 10 апреля погиб польский президент Лех Качиньский и еще 95 человек. Как сейчас выясняется, в момент, когда Ту-154 заходил на посадку в густом тумане, в его кабине, кроме экипажа - двух пилотов, штурмана и бортинженера - были еще посторонние.
Самописцы с борта номер один Польши. В Межгосударственном авиационном комитете говорят, что смогли расшифровать записи трех штатных черных ящиков, несмотря на повреждения. Четвертый, дублирующий, увезен на исследования в Варшаву.
Виктор Трусов, председатель Комиссии по научно-техническому обеспечению расследований происшествий МАК: "Перед тем, как считать информацию, за счет того, что ленточка была немного повреждена, было необходимо восстановить информацию. На сегодняшний день вся информация считана и анализируется".
Как говорят эксперты, они работают практически круглосуточно и поражены мужеством польских летчиков, которые раз за разом прослушивают последние минуты жизни на борту номер один, чтобы идентифицировать голоса погибших коллег.
Уже можно сделать однозначный вывод: на борту самолета президента Польши не было ни взрыва, ни пожара, ни теракта. Все системы самолета исправно работали до последней секунды. Записи речевого самописца доказывают: дверь в кабину пилотов была открыта, их голоса слышатся сквозь шум салона. Настолько громкий, что пришлось применять спецоборудование с уникальным программным обеспечением, чтобы отделить команды профессионалов от голосов пассажиров. При этом в кабине самолета польского президента были посторонние.
Татьяна Анодина, председатель Межгосударственного авиационного комитета /МАК/: "Голоса посторонних лиц в кабине были четко зафиксированы и не принадлежали экипажу. Один голос идентифицирован. Что касается второго голоса, то работы продолжаются".
Имена не называются, но агентство РИА "Новости" со ссылкой на украинское новостное агентство УНИАН цитирует некие источники: в момент катастрофы в кабине пилотов находились командующий ВВС Польши Анджей Бласик и директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана.
Официально это не подтверждается, но официальный представитель Варшавы говорит, что к работе по расследованию причин подключены психологи, чтобы оценить могло ли присутствие высокопоставленных пассажиров повлиять на поведение пилотов и на решение сажать машину, несмотря на неоднократные предупреждения об экстремальных погодных условиях, даже вылет из Варшавы главного борта страны откладывался несколько раз из-за погоды.
Эдмонд Клих, уполномоченный представитель Польши: "Конечно, экипаж отдавал себе отчет, как важно для господина Качиньского участие в катынских мероприятиях. И выбор резервного аэропорта привел бы к тому, что он опоздал бы на эти мероприятия. Трудно сказать, почему они приняли такое решение. Специалисты будут исследовать уровень стресса, сравнивать голоса экипажа на вылете из Варшавы и на момент захода на посадку".
Выводы технической комиссии: аэродром "Северный" был оборудован всем необходимым для приема самолетов в минимальных погодных условиях. В день трагедии он работал по тем же приборам, что и во время прилета премьер-министра Польши в Смоленск днями раньше. Экипаж не проходил регулярные периодические тренировки на тренажере для отработки взаимодействия в особых случаях при полете и был сформирован за несколько дней до полета, причем самостоятельный налет штурмана на самолетах этого типа всего 30 часов.
Алексей Морозов, председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ по расследованию катастрофы самолета Ту-154 Республики Польша: " После выхода на связь с диспетчером аэродрома "Смоленск-Северный", он дважды предупредил экипаж, что на аэродроме туман, видимость 400 метров, условий приема нет. За 4 минуты до катастрофы экипаж Як-40 проинформировал экипаж Ту-154, что им оценивается видимость на аэродроме как 200 метров. Тем не менее по просьбе экипажа Ту-154 им выполняется пробный заход на посадку до высоты принятия решения 100 метров. Первое предупреждение системы сближения с землей сформировалось за 18 секунд до столкновения с препятствием, которое привело к разрушению конструкции самолета. Первое столкновение самолета с препятствием произошло на удалении около 1100 метров от взлетно-посадочной полосы левее курса захода 40 метров. С учетом рельефа местности - там находится овраг - и высоты дерева, высота полета самолета была ниже уровня торца ВПП на 15 метров".
Эксперты доказали - в момент посадки высокопоставленные пассажиры звонили по мобильным телефонам. Насколько это могло повлиять на работу приборов, решат эксперты. Сами аппараты передали польской стороне, и теперь Следственный комитет при прокуратуре России уже запросил у польских коллег всю возможную информацию об этих последних звонках.
Владимир Маркин, официальный представитель СКП РФ: "Следователям необходимо получить распечатки разговоров и СМС-сообщений, которые велись с борта самолета. Также от польской стороны мы ожидаем получения расшифровки данных одного из бортовых самописцев, который ранее был выдан польским специалистам".
Как заявляют представители официальной Варшавы, польская сторона удовлетворена тем, как идет расследование - и уровнем сотрудничества, и высокой квалификацией экспертов, и тем, что комиссия не просто докладывает о результатах расследования, но и максимально привлекает польских специалистов. И тем, что эксперты обеих стран едины: расследование не закончено и не будет закончено до тех пор, пока не будут найдены точные и абсолютно однозначные ответы о причинах катастрофы под Смоленском.
Как говорят представители Межгосударственного авиационного комитета, в ближайшем будущем они собираются совершить жест доброй воли - еще до окончания расследования передать польской стороне копии записей всех трех бортовых самописцев с расшифровками. Идентичность этих копий будет удостоверена комиссией из представителей польской и российской прокуратур. Сейчас все документы хранятся в спецсейфе МАК, опечатанном в присутствии представителей обеих сторон.