Как навести порядок на российских дорогах?
На этой неделе премьер Владимир Путин вплотную занялся одной из двух насущных проблем российской жизни - дорогами. Их плачевное состояние после зимы сумели на себе испытать миллионы водителей страны, и уже кажется, что беда так велика, что нет силы способной залатать тысячи километров разбитого асфальта. Зато есть чиновники, которые вместо строительства и ремонта дорог активно собирают дань с придорожной торговли. А инноваций в дорожном хозяйстве страны как не было, так и нет - экономике страны нужны новые дороги.
Если дороги не ремонтируют, значит с этим нужно что-то делать. Автомобилисты из Новосибирска и Кирова, кажется, знают что.
Организаторы акции выяснили: по ГОСТу, большие ямы местные власти обязаны ликвидировать в течение суток с момента обнаружения. Они ездят по городу и методично измеряют длину, ширину и высоту каждой дырки в асфальте. И если параметры больше тех, что положены по закону, эта колдобина обязательно попадет в заявление в прокуратуру.
Руслан Саркитов, заместитель прокурора г. Кирова: "Безусловно, мы такие заявления принимаем. И принимаем по ним меры реагирования. В настоящее время по нашим заявлениям судом администрация города обязана провести ремонтные работы на нескольких участках дорог".
Нет денег на ремонт - это вечная отговорка местных чиновников. Самарский мэр этой весной потребовал, чтобы половина дорожного налога оставалась в бюджете города.
А в Марий Эл на время распутицы ввели специальные пропуска для большегрузного транспорта, стоимость которых достигает 14,5 тысяч рублей. Но на качестве дорог эти меры пока не сказываются.
Игорь Зайцев, владелец транспортной фирмы: "Ездить вообще невозможно. Постоянно ямы - диски мятые, разбитая резина. Я в этом бизнесе более десяти лет. И ежегодно вводятся ограничения, оплачиваем эти пропуска. Что из них пошло на ремонт дорог и строительство, честно говоря, непонятно".
А во Владивостоке этой весной дороги ремонтировали уже три раза. Водители собирают деньги, покупают щебень и асфальт и своими силами пытаются заделать ямы на дорогах. Местные автолюбители учли, что у чиновников на дороги никогда нет денег.
Такие же акции народного ремонта состоялись в Нижнем Тагиле и Барнауле. Оказывается, даже просто взять и отремонтировать дорогу своими силами - это правонарушение.
А вот в Германии чиновники пошли навстречу водителям, которые хотят помочь отремонтировать дороги.
Это на самом деле его дырка в асфальте. Он заплатил за нее 50 евро. В местном муниципалитете подсчитали, что если по одной колдобине купят 10 тысяч человек, все дороги в их городе удастся отремонтировать. И это не шутка, скорее, жест отчаяния.
Йорг Бекер, инженер автомобильного клуба из Благого: "Мы много лет экономили на дорогах. И сейчас, после этой зимы нужно три миллиарда евро, чтобы восстановить городские улицы и автобаны".
А пока дороги не отремонтированы, автомобилисты во всех странах отмечают самые проблемные участки на карте.
Но такая карта не помогла питерскому автовладельцу Максиму Гусеву. Он попал в огромную яму на дороге, разбил машину, потребовалась даже замена двигателя.
Добровольно дорожники платить не захотели, но суд уже в первой инстанции обязал их выплатить Гусеву компенсацию в размере 1 миллион 100 тысяч рублей. Теперь этот автолюбитель уверен, дорожные службы должны понять, что ремонт дорог им обойдется дешевле, чем возмещение ущерба каждому сознательному автовладельцу.
Ровный асфальт, три полосы движения в каждую сторону, асфальтированная обочина, разделительное ограждение. Это идеал, каких в России пока немного. Это трасса М9 - Москва-Рига, "Балтия". Таких скоростных автомагистралей в России всего 800 километров, и все это разные дороги.
На той же трассе М9 скоростное движение заканчивается примерно в 100 километрах от Москвы. И здесь на нескольких участках этой федеральной трассы состояние асфальта - как будто вчера бомбили. Жители соседних деревень уже устали отвечать на вопросы европейских водителей и дальнобойщиков, которые едут здесь в первый раз. Европейцы думают, что они случайно попали на второстепенную дорогу и как один спрашивают у местных: "А где же трасса?"
Почему в России дороги такие дорогие и при этом качество, мягко говоря, хромает? Ответ на этот вопрос приходится искать прокурорским работникам. В нарушение всех технологий новый асфальт дорожники кладут прямо в лужи и снег. Эта же улица Красноярска весной - и снова яма на яме. Снова нужен ремонт. При этом местные чиновники защищают дорожников.
На этой неделе о строительстве дорог качественно другого уровня говорил и премьер Владимир Путин.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мы обсуждали эту тему неоднократно в правительстве, и во многих странах такая практика применяется: заключение контракта на весь жизненный цикл того или другого объекта инфраструктуры, то есть строительство и потом сопровождение, ремонтное сопровождение объекта на всем протяжении его существования".
Владимир Путин провел рабочую встречу с руководителем госкомпании "Росавтодор", которая создана как раз для того, чтобы повысить эффективность строительства дорог.
Сергей Костин, председатель правления госкомпании "Российские автомобильные дороги": "Мы действительно изучили мировой опыт, и когда, так сказать, рассматриваем дорогу в целом на весь период, не только проектирования, но и дальнейшей эксплуатации, то вложение в инфраструктуры и авторское строительство, потом дальнейшее содержание, действительно позволяет сэкономить до 25%".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Самое-то главное в том, что компания, если знает, что ей потом обслуживать нужно, ремонтировать, то тогда она и строить должна на совесть".
Как признал глава Росавтодора, в России пока не было таких прецедентов, когда одна компания в рамках одного и того же контракта и строила и эксплуатировала дорогу. Хотя по такому принципу работают почти во всем мире. Сейчас, когда в правительстве говорят о европейском подходе, российским дорожникам придется заново учиться строить и обслуживать дороги.