На Первом — уникальные кадры, снятые из кабины самолёта-заправщика Ил-78 прямо во время парада
Это незабываемое авиашоу, длившееся около 10 минут, лётчики высочайшего класса готовили ни один месяц.
О родном Су-34 он может рассказывать часами, но и о самом Александре Харчевском в Липецком авиацентре ходят легенды. Ему доверили руководить строем из 4 типов фронтовых самолетов, пролетающих над парадной Красной площадью в День Победы. Словно подарок на день рождения, который у Харчевского как раз 9 мая.
Александр Харчевский, начальник Липецкого авиацентра: "Да о дне рождения вообще речи нет. Вы понимаете, настолько все важно и ответственно, что я о дне рождения и не думаю!"
К полетам в Энгельсе начали готовиться еще в марте. Заправщики Ил-78 и стратегические ракетоносцы Ту-95 МС и Ту-160 имитировали в небе над Москвой привычную дозаправку в воздухе на непривычной, экстремальной, высоте. Парадные 4 секунды над Красной площадью были мгновениями тяжелой борьбы экипажа с восходящими потоками воздуха.
На подлете к Москве самолет-заправщик начинает снижаться и попадает в зону турбулентности. Полет проходит на сверхмалой для этого типа машин высоте: до земли всего 350 метров. И здесь начинается то, что сами летчики называют "болтанкой".
В тесной инженерской у маленького телевизора их выхода с нескрываемым волнением ждали те, кто готовил эти самолеты к старту. После пролета - вздох облегчения и аплодисменты.
Владимир Градусов-старший, командир пилотной группы: "Для того, чтобы представить себе, как это сложно, нужно хотя бы на земле собрать 23 машины, выстроить их на дистанции 1 м и попробовать поездить, выдерживая дистанцию".
Для командира пилотной группы Владимира Градусова эта задача стала почти семейным делом. Он дает последние указания своему сыну, как ведущий ведомому. Для Градусова-младшего - это первый авиапарад над Красной площадью.
Владимир Градусов-младший, пилот: "Это как единственный способ доказать себе, что ты чего-то стоишь в этой жизни, потому что летчик - это человек, который не работает, он живет небом".
Такого неба Москва еще не видела. 127 воздушных судов, от боевых вертолетов до многоцелевых истребителей и тяжелых бомбардировщиков, единым строем прошли над городом. Зрители говорили: в небе - настоящие асы. А те, кто сидел за штурвалами, скромно отшучивались: просто техника не подвела, и погода была хорошей.