Что можно узнать о войне, прочитав некоторые школьные учебники
Многие молодые европейцы очень мало знают о главной трагедии XX века. В учебниках, по которым они учатся, отсутствуют базовые понятия - преступная сущность нацизма и подвиг солдат, которые спасли целые народы от уничтожения.
В Москву из своего маленького уральского городка Алина Сабирова приехала впервые. Это было неожиданно. Ее пригласил не кто-нибудь, а целый Институт стратегических исследований. Там изучали сочинения школьников о войне. Алинино - тронуло всех.
По ее словам, ей иногда обидно за свое поколение. Старых героев многие почти не помнят, а новых собственно и нет. Интернет. Тусовки. А кое-что просто бесит.
Цитата: "Идут значит перед нами несколько девчонок, лет 14-16, расфуфыренные все, нарядились, накрасились, георгиевскими ленточками обмотались, идут, хохочут. И меня что-то так взбесило. У одной девчонки из-под штанов "рыбий хвост" торчит. Ну, резинка от стрингов. И на ней тоже ленточки привязаны. Это жесть товарищи, короче! Вот так и живем. Не задумываясь, о том хотели ли такой нам жизни, люди которые во время войны в кровь по колено вставали".
Алину пригласили посоветоваться. Она - яркий представитель своего поколения. По словам историка и политолога Тамары Гузенковой, сочинение Алины - одно из тысячи, написанных ребятами на постсоветском пространстве в рамках любопытного исследования. Насколько современные учебники отражают правду о той войне? И если в России и Белоруссии историческая память в учебниках бережно сохраняется, то по украинским учебникам будто прошел идеологический бульдозер.
Тамара Гузенкова, руководитель отдела гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований: "Те трансформации, которые претерпело историческое образование Украины добилось, по крайней мере, только одного, что сейчас в сознании и в знании украинских школьников существует полный разброд и шатание".
Сочинения двух учеников одной киевской школы. Один уверен, что лидер украинских националистов Стапан Бандера, пособник фашистов и преступник, несмотря на то, что президент Ющенко установил ему памятник. Другой считает бандеровцев героями и уверен, что немецко-фашистские войска пришли на Украину с освободительной миссией. И все же есть примеры и похуже.
Леонид Решетников, директор Российского института стратегических исследований: "Если на Украине все-таки есть немало очень серьезных, объективных исследователей, где-то мы с ними спорим, где-то мы не согласны, но все-таки они объективные историки, это серьезная школа и Киевская, и Харьковская, серьезные, то с Прибалтикой вообще-то горе просто. В своей основе все, что из России, все не принимается, все толкуется только с позиции оккупации, угнетения и всяких зверств".
С прибалтийскими странами у серьезных историков вообще проблемы. Общественность в западных странах часто вообще не знает, что по улицам Риги и Таллина при полном попустительстве властей сегодня спокойно маршируют бывшие легионеры СС. А в учебниках по истории - они почти национальные герои.
Селия Сендиз, историк, журналист (Великобритания): "Я и не подозревала, что в некоторых бывших советских республиках есть попытки переписать историю войны, что определенных людей пытаются представить героями, в то время как другие воспринимают их как предателей. Это, конечно, неправильно. И это искажает историю для последующих поколений, которые должны учиться на горьком опыте этой войны, чтобы избежать следующую".
К мнению Селии Сендиз в западных странах прислушиваются. Она не только историк и журналист, но еще и популяризатор наследия своего знаменитого деда, одного из руководителей антигитлеровской коалиции, британского премьер-министра Уинстона Черчилля. Волна переписывания истории в угоду сиюминутным политическим нуждам ее очень беспокоит. Ведь школьников очень легко обмануть. Просто возьми и напиши в учебнике. А когда целые поколения вырастают на лжи - это уже преступление.
В отличие от брони техники Второй мировой, история этой войны оказалась материей гораздо более хрупкой. Но тем, кто переписывает ее летописи, достаточно задать себе один вопрос: хотят ли они, чтобы их дети, внуки или правнуки пережили подобных кошмар. Ответ очевиден. И самый верный способ избежать его повторения, рассказывать им правду об истории этой воны.