В Нахимовском училище провели первый экспериментальный набор девочек-курсантов
Подходы - новые, традиции - прежние. Знаменитое Нахимовское училище переживает один из самых интересных периодов в своей истории. Не так давно там поменялись некоторые правила набора, схема проведения занятий, сроки обучения.
Стройной колонной - на занятия и обратно. Командир класса, по-военному - взвода, Виктория Илюшина лично отвечает за каждого курсанта. А ведь всего лишь год назад она вряд ли могла мечтать не то что о роли командира, но, вообще, об учебе в Нахимовском. Девочек в училище раньше просто не принимали. Первый, экспериментальный набор провели в этом учебном году.
Виктория Илюшина, курсант-нахимовец: "Когда мы идем по такому красивому морскому городу, как Санкт-Петербург, мы чувствуем гордость, когда мы несем морские погоны".
Теперь в училище сразу сорок представительниц прекрасного пола носят морскую форму. Вместо брюк - юбка, на голове - не бескозырка, а берет. Эксперимент еще не закончился, а командиры признают: он оказался вполне успешным. По словам педагогов, девчонки более усидчивы, и, глядя на них, мальчишки учатся лучше.
Доклад учителю по-военному четкий. Но уроки мало чем отличаются от занятий в обычной школе. Те же самые учебники, разве что наглядные пособия самые современные. Святослав, бывший детдомовец, приехал из Архангельска. Говорит, учиться здесь ему очень интересно.
Святослав Нечипуренко, курсант-нахимовец: "Там не было таких досок интерактивных, а здесь мы уже изучаем разные предметы, допустим, ОБЖ, военно-морская подготовка".
Как и прежде, в первую очередь, в Нахимовское зачисляют детей военных и сирот. Так повелось еще с 1944 года: училище создавали специально для сыновей красноармейцев, погибших на фронте. Десятилетиями мальчишек готовили к военной службе.
Чтобы узнать имя каждого из тысяч выпускников, не обязательно идти в архивы. Достаточно пройтись по лестницам. Металлические перила буквально покрыты гравировками. Каждая строчка - имя. Заслужить право попасть в эти списки можно только отличной учебой.
Флотская терминология здесь во всем: окна не закрывают, а задраивают, кухню называют камбузом, а спальные комнаты - кубриками. Впрочем, теперь все это мало похоже на обычную солдатскую казарму.
Игорь Горелов, выпускник Нахимовского училища: "Появились картины на стенах, шторки стали человеческими. Не военные гардины в полметра от карниза, их задергивать можно".
От дежурных и дневальных отказались. Никто не стоит на вахте. И даже в столовой картошку чистят не курсанты, а профессиональные повара. Ничто не должно отвлекать от учебы. До обеда - уроки в классах, после обеда - самостоятельные занятия. Бездельничать некогда.
А еще здесь учат ходить по компасу, на веслах и под парусами, вязать морские узлы и знать азбуку флажного семафора. Только при сдаче ЕГЭ, который теперь обязателен и для нахимовцев, учитывается лишь школьная программа.
Николай Андреев, начальник Санкт-Петербургского нахимовского училища: "Если раньше нахимовцы в военные учебные заведения зачислялись без экзаменов, то с прошлого года на общих основаниях они должны сдавать Единый государственный экзамен, получать аттестат".
С другой стороны, у нахимовцев теперь есть выбор. Если раньше командиры сами решали, в какое военное училище отправить выпускника, то теперь последнее слово - за курсантами. Можно даже передумать и поступить в гражданский институт. Впрочем, как и прежде здесь мечтают об одном - о море и военной службе.