В преддверии юбилея Победы в Министерстве обороны проводят ревизию наград
Тысячи орденов и медалей в силу разных обстоятельств так и не были вручены тем, кто их заслужил. В хранилище Минобороны много десятилетий находятся эти реликвии.
Александр Михайлов считал, что война для него закончилась в мае 45-го. Сам передавал по 59-й армии сообщение о победе. Связист Александр Михайлов, призванный в 1943-м в возрасте 17 лет, служил в радиороте, с катушкой и телеграфным ключом прошел почти всю Европу. Лишь спустя 64 года фронтовик узнал: еще в 45-м приказом командования он был представлен к награде - медали "За боевые заслуги".
Александр Михайлов, фронтовик, радист первого класса: "А в июле мы поехали обратно в Россию. Пока переезжали никто никому никаких медалей не вручал. А приехали - и нашу армию расформировали".
Елена Погодина вот уже 30 лет разыскивает тех, чьи фамилии значатся в наградных листах без пометки о вручении награды. Звонит в военкоматы, и по месту жительства, пишет в воинские части. Восстанавливает историю расформированных подразделений.
Хранилище государственных наград Минобороны. До сегодняшнего дня журналистов сюда не пускали. Награды не существующей уже страны лежат на полках в ожидании тех, кто совершил свои подвиги более полувека назад.
Александр Ильин, начальник 3-го управления ГУК МО РФ: "На начало Великой Отечественной войны было немного наград, и все они вручались указами Президиума Верховного Совета с приглашением награжденных в Кремль".
Но уже в первые месяцы войны стало понятно: ни о каком приглашении в Кремль речи и быть не может. Постепенно право вручения наград передали высшему, а потом и среднему командному составу. Появилось много новых, ранее не выпускавшихся знаков отличия. Буквально в течение трех лет было учреждено полтора десятка боевых наград. Орден Суворова, орден Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского, орден Славы, медали за оборону Одессы, Севастополя и Сталинграда.
Например, знаменитый орден Отечественной войны был учрежден 20 мая 1942 года. А первые награды в количестве 355 штук дошли в войска только в середине ноября. Понятно, что за полгода войны могло произойти всякое.
Так и получилось, что многие ордена и медали положили на полку. Буквально до сегодняшнего дня.
Пожелтевшие наградные листы датированы 42-м, 43-м, 44-м. Представляется к награде за успешное выполнение операции на Дунае, за доблесть, проявленную при обороне Москвы, под Смоленском, бывшие старшие сержанты, ефрейторы и лейтенанты. Все они, также, как и Александр Михайлов, считали свои подвиги давно забытыми.
Александр Михайлов, фронтовик, радист первого класса: "Я не знал об этом. И не мечтал, и не думал".
Десять мешков с боевыми наградами. 13тысяч личных дел. 13 тысяч подвигов. 13 тысяч судеб, восстановленных по старым учетным карточкам, в которых, хоть и спустя десятилетия, наконец, появится запись: "награда вручена".