Братья, разлучённые во время войны, нашли друг друга спустя 67 лет
В Омской области генетика помогла восстановить родственные связи, разрушенные войной почти 70 лет назад. Александр Масалов, вывезенный в двухлетнем возрасте из блокадного Ленинграда, нашёл своего брата.
Встретиться им помогла публикация в газете. А доказывать родство пришлось в судебном порядке с помощью экспертизы ДНК.
Каждый раз, когда Владимир Степанов подходит к этому дому, у него учащенно бьется сердце. Человека, который так искренне обнимает его у порога, он не знал еще месяц назад. Но всю свою жизнь чувствовал: где-то есть его родная кровь, его брат. Александр Масалов тоже еле сдерживает слезы: он не ожидал, что письмо, направленное в местную газету, буквально изменит его жизнь. Написал душевно и просто: рос в сельской семье, в 10 лет, когда в гости приехала мамина подруга, случайно узнал правду.
Александр Масалов: "И женщина говорит матери: "Это тот мальчик, которого усыновили?" Она так ее дернула: молчи! Я в 4-й класс ходил, когда это услышал, и потом у меня уже настроение не то стало".
Оказалось, настоящий отец Александра - Павел Медушенков погиб на фронте, а мать Мария пропала без вести в 1942 году во время эвакуации из блокадного Ленинграда к родной сестре в Омск. Он сам, двухлетний мальчик, попал в приют, а затем был усыновлен бездетной семьей. Прочитав в газете этот рассказ, Владимир Степанов сразу вспомнил, как его собственная мама в войну каждый день ходила на вокзал, встречала поезда из Ленинграда, надеясь, что в одним из них приедет ее сестра с маленьким сыном. Но, увы, не дождалась. А увидев фотографию, Владимир Исаакович, просто ахнул.
Владимир Степанов: "Во-первых, по лицу заметно было, что он похож на наших родных. И кроме того, была даже рубашка - так повернут воротник, у нашей родни по матери они всегда торопились, внимание не обращали на эти мелочи. Все это впечатления, что родной".
В том, что они - двоюродные братья - не было сомнений, но Владимир и Александр решили признать родство официально, однако для суда (всего было 9 заседаний) скомканного воротничка и жарких слов было недостаточно. Решающей точкой стала экспертиза ДНК, которая подтвердила: генетический код братьев совпадает на 98%. Судья, признавшись, что это дело тронуло его до глубины души, наконец вынес вердикт.
Леонид Юрченко, председатель Одесского районного суда Омской области: "Суд решил установить, что Медушенко Павел и Медушенкова Мария являлись родителями Масалова Александра Игнатьевича".
Решение омского районного суда направлено в правительство Санкт-Петербурга. Ведь теперь Александра Масалова нужно признать человеком, перенесшим блокаду. А значит, как блокадник он имеет право и на повышенную пенсию, и на место в очереди на жилье.
Пока, правда, вопрос о льготах остается открытым, но Александр уверяет: главная мечта его жизни сбылась.
Александр Масалов: "Теперь я не называю Владимир Исакович, я Володя называю, брат Володя".
Правда, пока брата Володю Александр называет на "вы" и немножко робеет: как же - преподаватель в институте, рассуждает о научных достижениях. В то время как сам Александр - деревенский водитель - может похвастаться, как катал жену Таню на тракторе. За этими разговорами проходит семейный вечер. И пропасти длинною в жизнь как будто и не бывало.