Отечественная авиация отказывается от Ту-154
Дата недели: в России во вторник отмечали День гражданской авиации. Этот год для летчиков особый, в этом году заканчивается целая эпоха - самый массовый самолет, знаменитый Ту-154 постепенно выводится из эксплуатации. Летать на нем еще будут, но производство новых самолетов остановлено.
На смену Ту-154 приходят новые российские и иностранные лайнеры, но в гражданской авиации с этой машиной прощаются, как с человеком.
Ту-154 готовят к вылету. Заправка, проверка двигателей - ветеран российского неба, говорят техники, требует особого отношения. К нему - только с любовью.
По маршруту Москва - Минеральные Воды Ту-154 летает уже без малого сорок лет. Этот рейс стал для самолета первым регулярным.
9 февраля далекого 1972 года в Минеральные Воды летел экипаж Евгения Багмута. Они все уже давно на пенсии, но зайдя в кабину, как будто молодеют - и хоть сейчас в полет - руки-то помнят. И тот исторический рейс для них уже был привычной работой - испытательных полетов до этого даже не считали.
Автоматического отключения духовки не предусмотрено, так что бортпроводникам приходится следить, как бы что не сгорело, а параллельно обслуживать полторы сотни пассажиров. Но это сейчас салон Ту-154-го по сравнению с современными самолетами кажется допотопным. В конце 60-х таким было последнее слово техники.
Ту-154 - первый лайнер КБ Туполева, который проектировался именно как гражданский самолет, а не стал, как советская комета или 134-ка, конечно, серьезно переделанным, но все-таки пассажирским вариантом бомбардировщика. Главный конструктор Александр Шенгардт говорит, задачи тогда были совсем совсем не простые.
Александр Шенгардт, главный конструктор самолета Ту-154: "Надо иметь один самолет, который был бы и скоростной, и взлетно-посадочные характеристики хорошие, и по комфорту он был бы подходящий для пассажиров. И вот так вот появились требования к самолету Ту-154".
Таким он и получился. Станислав Куфаров выпускал из цеха завода самый первый 154-й. А всего построили больше 900. Лайнер довольно быстро стал самым массовым в Советском Союзе, а потом и в России.
Станислав Куфаров, в 1969 году начальник бюро технического контроля авиационного завода: "Были периоды, когда он перевозил до 70% всех пассажиров Советского Союза".
Василий Бабаскин пролетал на Ту-154 больше 30 лет. Сейчас он генеральный директор авиакомпании, но и сам часто сидит в кресле командира. Легендарная Тушка - основа флота, и хотя, конечно, по экономичности самолет давно устарел, по надежности может многим составить конкуренцию. Ни в одной катастрофе не был виноват только 154-й.
Василий Бабаскин, генеральный директор авиакомпании: "Самолет, я бы сказал так, не убил никого, ни одного пассажира, ни одного летчика. Люди сами готовили. Я уверен, что именно добрая память останется об этом самолете у всех, кто с ним как-то соприкасался".
Первый советский фильм-катастрофа навсегда закрепил за Ту-154 звание самого надежного самолета. Поначалу он и назвался не "Экипаж", а "Запас прочности". И хотя все понимают - в реальной жизни невозможно вылезти через воздухозаборник на скорости 400 километров в час, да еще что-то чинить, режиссер культовой картины Александр Митта на собственном опыте узнал - запас и правда серьезный.
Александр Митта: "Ту-154 оказался такой верной рабочей лошадкой. Мы там три месяца работали с утра до ночи. Я думал, его потом можно будет только на куски разрезать, но нет. Летчики решились его поднять в воздух. Я в это время сидел ни жив, ни мертв. Он благополучно долетел до казанского авиационного училища и встал там уже на вечный прикол".
Крупные российские компании уже не летают на Ту-154. Самолет, говорят специалисты, морально устарел, и, хотя расставаться жалко, но содержать его слишком дорого.
Анатолий Якимчук, директор департамента производства полетов авиакомпании "Аэрофлот": "Самое главное экономичность. Все-таки от экономичности самолета очень многое сейчас зависит, так как рынок есть рынок. Расход керосина - 5 тонн за час - это очень много. Это мой любимый самолет. Я на нем отлетал 9 лет. Могу сказать, что замечательный самолет. Но время пришло ему поклониться в пояс и сказать "до свиданья".
Из этого цеха 40 лет назад вышел первый Ту-154. И вот теперь серийное производство заканчивается. В так называемом производственном заделе есть еще несколько машин, но заказов на них нет.
Шанс стать самолетом у этого фюзеляжа весьма туманный - авиакомпании переходят на более современную технику. Но в любом случае, такой судьбой, как у Ту-154-го вряд ли может похвастаться хоть один советский лайнер. Ведь этот самолет пережил и куда более молодых коллег по цеху и оказался в какой-то степени последним из могикан. Вместе с ним уйдет целая эпоха в отечественной авиации. А претендентов на должность рабочей лошадки, какой до последнего времени был Ту-154, пока совсем не много.
Авиазводы сейчас все больше занимаются ремонтом ветеранов. На несколько лет заказов хватит - в мире еще летают больше сотни 154-х. Но уже скоро у каждого из них будет последняя посадка. Хоть летчики и предпочитают говорить - крайняя.