Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
14 февраля 2010, 21:20

Отечественная авиация отказывается от Ту-154

Дата недели: в России во вторник отмечали День гражданской авиации. Этот год для летчиков особый, в этом году заканчивается целая эпоха - самый массовый самолет, знаменитый Ту-154 постепенно выводится из эксплуатации. Летать на нем еще будут, но производство новых самолетов остановлено.

На смену Ту-154 приходят новые российские и иностранные лайнеры, но в гражданской авиации с этой машиной прощаются, как с человеком.

Ту-154 готовят к вылету. Заправка, проверка двигателей - ветеран российского неба, говорят техники, требует особого отношения. К нему - только с любовью.

По маршруту Москва - Минеральные Воды Ту-154 летает уже без малого сорок лет. Этот рейс стал для самолета первым регулярным.

9 февраля далекого 1972 года в Минеральные Воды летел экипаж Евгения Багмута. Они все уже давно на пенсии, но зайдя в кабину, как будто молодеют - и хоть сейчас в полет - руки-то помнят. И тот исторический рейс для них уже был привычной работой - испытательных полетов до этого даже не считали.

Автоматического отключения духовки не предусмотрено, так что бортпроводникам приходится следить, как бы что не сгорело, а параллельно обслуживать полторы сотни пассажиров. Но это сейчас салон Ту-154-го по сравнению с современными самолетами кажется допотопным. В конце 60-х таким было последнее слово техники.

Ту-154 - первый лайнер КБ Туполева, который проектировался именно как гражданский самолет, а не стал, как советская комета или 134-ка, конечно, серьезно переделанным, но все-таки пассажирским вариантом бомбардировщика. Главный конструктор Александр Шенгардт говорит, задачи тогда были совсем совсем не простые.

Александр Шенгардт, главный конструктор самолета Ту-154: "Надо иметь один самолет, который был бы и скоростной, и взлетно-посадочные характеристики хорошие, и по комфорту он был бы подходящий для пассажиров. И вот так вот появились требования к самолету Ту-154".

Таким он и получился. Станислав Куфаров выпускал из цеха завода самый первый 154-й. А всего построили больше 900. Лайнер довольно быстро стал самым массовым в Советском Союзе, а потом и в России.

Станислав Куфаров, в 1969 году начальник бюро технического контроля авиационного завода: "Были периоды, когда он перевозил до 70% всех пассажиров Советского Союза".

Василий Бабаскин пролетал на Ту-154 больше 30 лет. Сейчас он генеральный директор авиакомпании, но и сам часто сидит в кресле командира. Легендарная Тушка - основа флота, и хотя, конечно, по экономичности самолет давно устарел, по надежности может многим составить конкуренцию. Ни в одной катастрофе не был виноват только 154-й.

Василий Бабаскин, генеральный директор авиакомпании: "Самолет, я бы сказал так, не убил никого, ни одного пассажира, ни одного летчика. Люди сами готовили. Я уверен, что именно добрая память останется об этом самолете у всех, кто с ним как-то соприкасался".

Первый советский фильм-катастрофа навсегда закрепил за Ту-154 звание самого надежного самолета. Поначалу он и назвался не "Экипаж", а "Запас прочности". И хотя все понимают - в реальной жизни невозможно вылезти через воздухозаборник на скорости 400 километров в час, да еще что-то чинить, режиссер культовой картины Александр Митта на собственном опыте узнал - запас и правда серьезный.

Александр Митта: "Ту-154 оказался такой верной рабочей лошадкой. Мы там три месяца работали с утра до ночи. Я думал, его потом можно будет только на куски разрезать, но нет. Летчики решились его поднять в воздух. Я в это время сидел ни жив, ни мертв. Он благополучно долетел до казанского авиационного училища и встал там уже на вечный прикол".

Крупные российские компании уже не летают на Ту-154. Самолет, говорят специалисты, морально устарел, и, хотя расставаться жалко, но содержать его слишком дорого.

Анатолий Якимчук, директор департамента производства полетов авиакомпании "Аэрофлот": "Самое главное экономичность. Все-таки от экономичности самолета очень многое сейчас зависит, так как рынок есть рынок. Расход керосина - 5 тонн за час - это очень много. Это мой любимый самолет. Я на нем отлетал 9 лет. Могу сказать, что замечательный самолет. Но время пришло ему поклониться в пояс и сказать "до свиданья".

Из этого цеха 40 лет назад вышел первый Ту-154. И вот теперь серийное производство заканчивается. В так называемом производственном заделе есть еще несколько машин, но заказов на них нет.

Шанс стать самолетом у этого фюзеляжа весьма туманный - авиакомпании переходят на более современную технику. Но в любом случае, такой судьбой, как у Ту-154-го вряд ли может похвастаться хоть один советский лайнер. Ведь этот самолет пережил и куда более молодых коллег по цеху и оказался в какой-то степени последним из могикан. Вместе с ним уйдет целая эпоха в отечественной авиации. А претендентов на должность рабочей лошадки, какой до последнего времени был Ту-154, пока совсем не много.

Авиазводы сейчас все больше занимаются ремонтом ветеранов. На несколько лет заказов хватит - в мире еще летают больше сотни 154-х. Но уже скоро у каждого из них будет последняя посадка. Хоть летчики и предпочитают говорить - крайняя.

Читайте также: