23 декабря в России отмечают День дальней авиации
День дальней авиации был установлен в честь первого полета бомбардировщика "Илья Муромец", который состоялся 23 декабря 1913 года. На тот момент это был самый совершенный боевой самолет. Одной из лучших на планете российская дальняя авиация остается и сейчас.
О дальней авиации Нина Скитская знает больше, чем любая другая женщина. Муж - командир корабля, сын - второй пилот. Говорит, слава богу, хоть внук не летает. Пока.
Нина Скитская: "Вся моя жизнь состоит из того, чтобы проводить мужа на полеты и встретить, дождаться. Особенно, когда они улетают надолго. Это очень сложно. Я даже не представляю, как я живу, как я жду?"
Их ждут дольше, чем других летчиков. Главная задача стратегической дальней авиации - патрулирование воздушных границ и контроль обстановки в различных районах страны и мира.
Обычно плановые полеты - это взлет, пара кругов над аэродромом и посадка. Но в Энгельсе, на самой большой базе дальней авиации в мире, масштабы другие. Самолеты отсюда летают на Дальний Восток, за полярный круг и даже в Южную Америку.
Флагман дальней авиации России, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 - самый большой боевой самолет в мире. Наши летчики прозвали его "Белым лебедем" за изящную форму и маневренность, уникальную для тяжелой машины.
С дозаправкой в воздухе Ту-160 и Ту-95 МС (еще один бомбардировщик дальней авиации) могут проводить в небе более 20 часов. Сложнейшая операция - на высоте шести тысяч метров. Вплотную к бомбардировщику подходит заправщик Ил-78. Стыковка и десять минут дозаправки. Полет "по прямой" в таких условиях и на такой скорости - элемент высшего пилотажа.
Игорь Скитский, командир эскадрильи: "Скорость - где-то 500-550 км/ч, расстояние между самолетами 18-20 метров".
Все летчики суеверны. Отсюда и отношение к самолету, как к члену экипажа.
Илья Евстифеев, командир корабля Ту-95 МС: "Традиция существует: надо поговорить с техникой, чтобы она безотказно работала, чтобы не подвела в полете".
Кормовой стрелок Илья Байкин только что вернулся со своего первого вылета. Говорят, через такой "обряд посвящения" проходил еще сам Чкалов.
Илья Байкин, кормовой стрелок: "Всегда смотрел в небо на пролетающие самолеты и завидовал. И вот этот день сегодня настал: я даже не совсем осознаю, что это со мной все произошло".
На аэродроме и над ним очередь из самолетов, ожидающих взлета и посадки. Они долго летели домой, но готовы подождать еще немного, чтобы уступить дорогу товарищам, которые поднимают в небо своих "Белых лебедей".