Всемирная конференция по безопасности дорожного движения пройдет в Москве
Дата недели — во всем мире отмечается День памяти жертв ДТП. С развитием автомобилей все больше людей гибнет на дорогах и, по подсчетам ученых, смерть в авариях становится одной из 5 главных причин гибели людей вообще.
В России, как и во всем мире, сегодня вспоминают жертв автокатастроф, в храмах многих городов проходят заупокойные службы — у нас в стране только в этом году на дорогах погибло более 20 тысяч человек. На будущей неделе в Москве пройдет Всемирная конференция по безопасности дорожного движения.
В аварию Ольга Слагаева попала, когда ей было 18. Сейчас — 27. И она заново учится ходить. Несколько лет Оля пролежала почти без движения и уже не надеялась встать на ноги.
Ольга Слагаева, пострадавшая в ДТП: "Вот слышу — каблуки на улице. Я же ходила на каблуках. Мне же их не надеть уже, думаю, как же так?!"
Жуткие кадры наезда на пешеходов кажутся какими-то нереальными. Водитель сбил троих молодых людей прямо на пешеходном переходе в Кирове. Один погибший и двое в больнице. За рулем сидел 13-летний подросток, машину взял у мамы без спроса. С тех пор прошло уже несколько лет, но наказывать некого, — в России убийц за рулем судят только с 16.
В московском НИИ Неотложной детской хирургии с последствиями беспечной езды сталкиваются каждый день. Почти половина пациентов — жертвы аварий. И всякий раз трагедия, пережить которую способен далеко не каждый.
Размик Кешишян, зам. главного врача по лечебной работе Московского НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии: "Перечеркнута жизнь, жизнь не только ребенка, — родителей, родственников. В одну секунду меняется ситуация. В одну секунду они становятся абсолютно другими людьми. Жизнь действительно у них менялась. Можно говорить — до травмы и после травмы".
Леру машина сбила почти год назад — месяц в коме и долгая реабилитация. Девочка теперь начинает говорить и делает первые шаги. Сосед по палате Максим пока только учится улыбаться. И страшно подумать, о чем мечтают дети в свои 15.
Темная дорога в подмосковный Красногорск. Фонарей здесь никогда не было, зато аварии – почти каждый день. А трассу от Рязанского шоссе в Лыткарино водители называют "дорогой смерти" — венки и кресты чуть ли не под каждым деревом.
К проблемам безопасности движения подход должен быть научным. Руководитель НИИ Транспорта Михаил Блинкин показывает кривую аварийности. России, мягко говоря, есть к чему стремиться. Но извечный вопрос плохих дорог здесь вовсе не главный.
Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства: "Классики нашего жанра придумали замечательную фразу: "Дорога не убивает". Она расшифровывается очень просто. Я, как гражданин, налогоплательщик, тем более как активный гражданин вправе требовать от дорожных служб, от местных властей, чтобы мою дорогу привели в порядок. Это мое гражданское право. Но когда я сел за руль, у меня есть только обязанности, у меня уже нет прав. Вот я должен выбирать движение так, чтобы не убить себя и не убить других. Вот это фундаментальная вещь, которая у нас совершенно не привита".
Похоже на голливудский блокбастер, но на самом деле ролик о безопасности движения. В российском ГАИ таких сняли несколько. И о скорости, и о детях на дорогах, и о том, как многие порой ведут себя за рулем. И хотя милиционеры признаются — получилось жестковато, все-таки уверены — зато доходчиво.
Дмитрй Митрошин, заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования и международного сотрудничества Департамента ОБДД МВД России: "Пешеходы, водители, пассажиры. Пока им не объяснили, что все, что происходит, то, что они привыкли видеть в хронике новостей, репортажи с мест дорожно-транспортных происшествий, что это может случиться в каждый момент с каждым из них. К сожалению, к сожалению, в обществе такого понимания до сих пор нет".
Многие сейчас говорят, представление о безопасном движении вообще должно меняться. Ведь каждый еще с детства помнит: трамвай нужно обходить спереди, а автобус и троллейбус – сзади. Но не трудно представить себе узкую двухполосную улицу, где, выходя из автобуса и вроде по правилам обходя его сзади, можно запросто оказаться под колесами встречной машины — водитель вас просто не увидит Эксперты говорят: не проще ли дождаться, пока автобус уедет и только потом переходит дорогу?
Непривычно, зато безопасно. Пока, правда, считается вполне нормальным объехать пробку задним ходом по "встречке" или перейти дорогу, где удобнее, а вроде бы страшные цифры статистики почему-то никого не пугают.
Стоянок с разбитыми автомобилями в России десятки. И это, наверное, лучшая иллюстрация статистики аварийности. Ведь за каждым искореженным кузовом человеческая трагедия, а то и жизнь, и, вполне возможно, не одна. И цифра в 30 тысяч погибших, именно столько жизней ежегодно уносят дорожные аварии, уже не кажется абстрактной. Ведь это же население небольшого города. Получается, каждый год в России становится на один город меньше.
Говорить о проблемах безопасности движения во всем мире уже давно стало модно. Голливудская актириса Мишель Йео, сыгравшая в одной из серий Бондианы, сняла фильм о дорожных проблемах нескольких континентов. А в России к пропаганде безопасного движения подключились футбольные звезды.
Андрей Аршавин, футболист: "Когда вы посмотрите на цифры, сколько людей гибнут на дорогах, в мире это миллионы людей, это огромная цифра. Гибнут не только взрослые, но и дети. У меня есть дети, и когда они вырастут и пойдут в школу, они будут сталкиваться с дорогами. И поэтому я считаю, что безопасность движения очень важная вещь".
Глобальные проблемы на дорогах на будущей неделе будут обсуждать министры транспорта нескольких десятков стран. Первая в истории Конференция по безопасности дорожного движения пройдет в Москве. И в мире от этой встречи ждут немало.
Лорд Джордж Робертсон, председатель Комиссии по глобальной дорожной безопасности: "Главным посылом этой конференции должна стать программа десятилетия действий. Мы должны больше инвестировать в строительство дорог, совершенствовать законодательство, чтобы в конце концов сказать, что смертность в авариях по всему миру сокращается. А пока каждые 3 секунды мы теряем в этих авариях одного ребенка".
В преддверии конференции российская автоинспекция представила инсталляцию под лозунгом "Выпил — не заводись". 12-метровая бутылка с настоящими разбитыми машинами внутри. Еще один повод задуматься каждому — видно издалека. И стремление к идеалу, пока еще далеким временам, когда в такие бутылки будет нечего положить.