Сергей Лавров и Хиллари Клинтон обсудили самые острые вопросы двусторонних отношений
Отношения Москвы и Вашингтона выходят на новый уровень. В Женеве впервые прошла полноформатная встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с Госсекретарем США Хиллари Клинтон.
Стороны договорились открыто обсуждать сложные политические темы. Решено обмениваться мнениями о ситуации на Ближнем Востоке, продолжить рассмотрение вопросов по СНВ и ПРО.
Репортаж Дмитрия Сошина.
У отеля "Интерконтиненталь" паркуются лимузины, но в этот раз у его входа появился полицейский броневик. Первую встречу Сергея Лаврова с новым госсекретарем Америки охраняли как большой международный саммит. На встречу Хиллари Клинтон приехала не с пустыми руками, а с кнопкой для перезагрузки отношений между Америкой и Россией. Но в важное слово вкралась символическая ошибка.
Хиллари Клинтон: "Мы старались подобрать правильное русское слово. Мы угадали?"
Сергей Лавров: "Нет, это не правильно. Должно быть слово перезагрузка, а то, что написано, означает - перегрузка".
Когда Клинтон и Лавров вышли к журналистам, все обратили внимание - министр и госсекретарь называют друг друга по имени. А ошибка на подарке, как выясняется, не далека от истины.
Хиллари Клинтон: "Слово, написанное на кнопке, тоже правдиво, мы ведь в процессе большой "перезагрузки", и у нас с российским коллегой прибавилось много работы, нас перегрузили задачами".
Сергей Лавров: "Надеюсь, что Россия и США, как и другие страны, никогда не будут на другую кнопку нажимать, кнопку, которая раньше ассоциировалась с началом разрушительной войны".
Лавров и Клинтон хвалили друг друга за готовность открыто обсуждать все болезненные вопросы, в том числе, и недавний конфликт с Грузией. Но встреча в Женеве убедила министра в том, что с новой американской администрацией можно найти общий язык.
Сергей Лавров: "Нам вполне по силам выйти на общий знаменатель по проблематике и СНВ, и противоракетной обороны. Я отмечаю готовность наших американских партнеров к диалогу".
Под этим можно понимать и совместную подготовку нового договора о стратегических наступательных вооружениях. Прежний, подписанный еще в советские времена, действует лишь до конца этого года.
Сергей Лавров: "Оставаться в рамках этого договора означало бы по сути дела, что и Россия, и Соединенные Штаты могут не сокращать, а увеличивать стратегические наступательные вооружения".
Хиллари Клинтон: "Мы намерены прийти к соглашению к концу этого года. Для наших правительств это наивысший приоритет".
В Женеве министры готовили встречу президентов. Она пройдет на апрельском саммите "двадцатки". Разногласия никого не смущают. Америка не готова отменять санкции в отношении Тегерана, а Россия убеждена, что военное сотрудничество с Ираном не противоречит международному праву.
Сергей Лавров: "Мы поставляем своим партнерам, прежде всего, не дестабилизирующие, а оборонительные вооружения. И, кстати, мы хотим, чтобы и наши партнеры поступали также".
Клинтон почти дословно повторила слова Лаврова: мы не хотим, чтобы ядерное оружие попало в руки авантюристов. В этом смысле у России и США общая ответственность.
На кнопку перезагрузки нажали, но вряд ли российско-американские отношения сразу обретут новое качество. То, что сегодня начали министры, теперь должны продолжить президенты, и задачи у них явно не простые.
И времени не так много. У Америки и России исторический шанс на сближение, и терять его нельзя.