Актуальные международные проблемы обсуждались на встрече президента с журналистами
Участники этой встречи – журналисты из небольших городов. И в своем разговоре с президентом они вполне могли бы ограничиться вопросами о жизни регионов. Но сегодня даже местная пресса следит за международными новостями. Операция российских военных в Сирии приковала к себе внимание всего мира. Эта страна оказалась на передовой войны с терроризмом. Благодаря нашей авиации ситуацию там удалось переломить – армия Сирии наступает, от террористов уже освобождена древняя Пальмира. Но вот странность - западные СМИ этого успеха, кажется, не заметили.
"В Сирии благодаря эффективным действиям российских ВКС удалось переломить ситуацию, благодаря активной помощи России освобождены сотни населенных пунктов, и самое главное - знаковый город, жемчужина культуры, мировой культуры - Пальмира. Сирийский народ благодарит вас лично, Россию за эту помощь. Но в иностранных средствах массовой информации эти события практически не отражены. Вопрос, по вашему мнению, почему, как вы любите говорить, наши западные партнеры не признают очевидный успех России в борьбе с международным терроризмом?" - спрашивает журналист (республика Дагестан) Аликбер Абдулгамидов.
"Наша задача заключалась, прежде всего, в том, чтобы укрепить государственность Сирии и легитимные органы власти. Кстати говоря, если вы следили за этим, еще на 70-летие ООН в Нью-Йорке на Генеральной Ассамблее, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи, я как раз именно об этом и сказал. Я сказал, что если мы хотим прекратить поток беженцев, скажем, в Европу, если мы хотим, чтобы люди могли и хотели жить на своей родине, никуда не бежали, нужно восстановить государственность там, где она утрачена. И, прежде всего, я имел в виду, скажем, такую страну, как Ливия. И поддержать, укрепить государственность там, где она еще сохранилась. И в данном случае я, конечно, имел в виду Сирию. И в этом смысле наши Вооруженные силы, а это не только ВКС, я сейчас скажу об этом еще раз, безусловно, с этой задачей справились.
Почему замалчивается? Ну, понятно, почему. Сначала говорили о необходимости изолировать Россию после известных событий, скажем, в Крыму. Потом стало ясно, что это невозможно. А с началом наших операций в Сирии это осознание невозможности таких деструктивных действий стали абсолютно очевидными. Но все-таки хочется замолчать, не хочется лишний раз об этом говорить. Там у людей своя работа. У вас работа что-то вынести на суд общественности, а там стоит задача — принизить, замолчать, недоинформировать своих зрителей, слушателей и читателей. Ну, это покушение с негодными средствами, как говорят специалисты, юристы. Жизнь будет идти своим чередом, и нас это не очень волнует. Нам важен результат", - сказал Владимир Путин.
Но если рассказ о российских успехах в западных СМИ часто считается плохим тоном, то выпячивать проблемы или даже их выдумывать – это как раз то, что востребовано в редакциях даже, казалось бы, солидных изданий. Пример тому – шумиха вокруг так называемого "панамского досье". Публикации, основанные на утечке документов о деятельности офшоров. В этих материалах упоминались люди из окружения российского президента, и хоть это не касалось его лично, именно фигура Путина оказалась в центре множества статей.
Владимир Путин: "Предпринимаются попытки раскачать изнутри, сделать нас более покладистыми и причесать нас так, как им хочется. Вот по этим офшорам прошлись. Вашего покорного слуги там нет. Ну, не о чем говорить. Но задание-то есть, надо работать. Чего сделали? Сделали информационный продукт. Нашли кого-то из моих знакомых и друзей, что-то там поковыряли и слепили. Я смотрел эти картинки. Там на заднем плане много-много людей, непонятно каких. А картинка, фотография вашего покорного слуги на переднем плане, в большом формате. И вот это продвигается. А то, что за этим стоят, скажем, официальные лица и официальные органы тех же Соединенных Штатов — это сейчас нам Викиликс показал. То, что они позволяют себе хамить иногда публично - нам за это принесли прямые извинения некоторые высокопоставленные чиновники администрации. Но я думаю, не потому, что им стало стыдно, а потому что они умнее тех, кто это делал. А в чем проблема? А в том, что когда официальные лица, скажем, Госдепа либо Администрации США заявляют какие-то такие хамоватые вещи, то это значит, они обозначают себя как заинтересованные лица. И это, конечно, с точки зрения достижения конечного результата плохо для них. Но для нас хорошо, потому что мы понимаем, кто заказчик".
Отдельно Владимир Путин остановился на обвинениях, которые прозвучали в адрес известного музыканта Сергея Ролдугина. В западной прессе его называли доверенным лицом и другом российского президента. Назывались баснословные суммы в миллиарды долларов, которыми оперирует Ролдугин. Единственная правда в этих публикациях, заметил президент, это то, что с известным музыкантом у них хорошие дружеские отношения.
Владимир Путин: "Что касается Сергея Павловича Ролдугина, он не просто какой-то музыкант, он народный артист России, блестящий музыкант, но я думаю, что один из лучших в стране. Он вот был членом жюри на Международном конкурсе Чайковского. Он человек творческий очень. Многие творческие люди в России, я не знаю, каждый второй, может быть, если вы обратите внимание, пытаются заниматься бизнесом. И, насколько мне известно, Сергей Павлович тоже. Но какой его бизнес? Значит, он является миноритарным акционером в одной из наших компаний. И там какие-то деньги зарабатывает. Но это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь, нет ничего подобного. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию, дорогие вещи. Но мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное, но он идет еще дальше, и я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает из своих средств. Вот чем больше у нас будет таких людей, тем лучше, и я горжусь, что у меня есть такие друзья".
Сергея Ролдугина действительно можно назвать популяризатором русской культуры. Дирижер Мариинки помогает выйти на мировую сцену молодым исполнителям из России. Только в прошлом году он организовал за пределами нашей страны больше сотни концертов. География выступлений затрагивает практически все страны Европы, юго-восточную Азию, Латинскую Америку и Ближний Восток. И лишь небольшую часть расходов на проведение концертов оплачивает государство, остальные средства музыкант находит сам. В ближайших планах – выступления в Варшаве, Братиславе, Праге и Брюсселе. Но все-таки отношения России и Запада сейчас определяет не культура, а политика. А здесь разногласий столько, что под вопросом оказывается даже сотрудничество в важных международных вопросах.
Илья Лачканов, Белгород: "Недавно прошел в Вашингтоне саммит по ядерной безопасности, где присутствовали многие страны, кроме России и представителей России, и вас. Скажите, пожалуйста, а вас вообще туда приглашали и ну почему так вообще все произошло?"
Владимир Путин: "Да, меня приглашали, и коллега мой лично меня приглашал. Откровенно говоря, я в общем-то не против был бы и поехать, но наши эксперты в сфере ядерной деятельности и Министерство иностранных дел тем не менее не рекомендовали это делать. И вот почему. Во-первых, это, как стало ясно, такое домашнее мероприятие, скорее всего, американское. Здесь разбито все было, по-моему, на пять групп, нам предложили участвовать только в одной, и соответственно наши представители могли внести свой вклад окончательный в решение только по одному направлению. То есть общие документы, если они сейчас принимаются, мы в них не принимали бы участие. Но, позвольте, такая крупная ядерная держава, как Россия не может участвовать или освещать такое мероприятие своим присутствием и не иметь возможности влиять на выработку конечных решений. Второе. Есть еще одно обстоятельство, где-то в начале 2000 годов мы договорились с американцами об уничтожении оружейного плутония. Речь шла об избыточном оружейном плутонии, наработанном и американскими предприятиями и нашими. Это тот расщепляющийся, высокообогащенный материал, который используется для подготовки ядерного оружия. 34 тонны с обеих сторон. Мы подписали соответствующее соглашение и договорились о том, что этот материал будет уничтожаться определенным способом, а именно промышленным. Для этого нужно было построить специальные предприятия. Мы свои обязательства выполнили, мы это предприятие построили. Наши американские партнеры – нет".
Тем не менее, Путин еще раз напомнил: Россия готова к сотрудничеству с Западом, если диалог будет конструктивным, то есть если США и их союзники окажутся готовы учитывать российские интересы.