Причины террористических атак в Брюсселе. Мнение экспертов
Нам удалось связаться с известным политологом, историком Иваном Бло. Сегодняшние новости о терактах застали его в Париже. И, естественно, нам было интересно узнать его мнение именно как эксперта в области европейской политики.
Елена Винник: "Итак, первый вопрос: время и место. Почему атака произошла именно сейчас, и почему именно Брюссель: столица страны, которая ни с кем не воюет и не участвует в международных кампаниях, по крайней мере, масштабно. И при этом все последние месяцы именно в Брюсселе - одна спецоперация за другой: просчёт полиции?"
Иван Бло: "Это понятно, что теракты происходят в Брюсселе, поскольку Брюссель является столицей ЕС. Поскольку существует международная коалиция против ИГИЛ, они решили заявить о себе именно в Брюсселе, как европейской столице. Есть также еще одна причина, которая заключается в том, что совсем недавно были захвачены ответственные за теракты в Париже, и эти спецоперации проходили в Бельгии.
Действительно ли полиция плохо сработала – неизвестно. Я не очень хорошо знаком с работой бельгийской полиции. Я только знаю, что за все эти годы французская полиция приобрела большой опыт борьбы с терроризмом. Возможно, наши бельгийские коллеги не имеют еще достаточно опыта".
Елена Винник: "То, что мы сейчас видим в Европе, я имею в виду нападения и на Париж, и на Брюссель, можно ли сказать, что такая опасность назревала давно? Долгое время в Европе охотно принимали тех, кто назвал себя бегущими от войны в надежде, что те станут жить по европейским законам".
Иван Бло: "У стран, которые принимают большое количество беженцев, потом, как правило, возникают большие проблемы. Безусловно, не все беженцы виновны в терроризме, однако это поток создает благоприятную среду, которая позволяет террористам смешаться с беженцами. Это, конечно, не облегчает работу полиции. Это большая ошибка - допустить столь массовую иммиграцию, именно в тот период, когда мы находимся в состоянии войны с революционерами-исламистами. Поскольку исламистское движение именно революционно по своей сути, что и делает его опасным и экстремистским".
Елена Винник: "Какие именно политические меры могут быть приняты по следам очередной волны терактов в Европе?"
Иван Бло: "Наша основная слабость заключается в том, что мы не можем противостоять идеологии исламистов. У них очень стройная и хорошо организованная идеология, чем-то схожая с идеологией тоталитарного государства. И этой идеологией, которая вдохновляет стольких людей, мы можем лишь противопоставить наши обычные разговоры о толерантности и соблюдении прав человека. Мы говорим: "Вы должны соблюдать конституцию, соблюдать закон". Это интеллектуальные рассуждения, а нужно противопоставить исламистской доктрине какие-то ценности, которые будут столь же жарко и энергично восприняты людьми. И я имею в виду то, что сейчас находится немного в забвении, но способно вдохновить людей – это патриотизм. И Россия абсолютно права, что такое большое вниманию уделяет патриотизму, это одна из тех нравственных сил, которая поможет бороться с терроризмом".
Елена Винник: "Очевидно, что все эти атаки способны спровоцировать рост правых настроений, и кроме того, разные ксенофобские и профашистские настроения. Когда Европу будут вынуждать ответить. И это и будет столкновением цивилизаций. Вы согласны, что это может быть целью террористов?"
Иван Бло: "Я считаю, что действительно, речь идет о столкновении двух цивилизаций: западноевропейской и исламистской революционной. Это столкновение и является целью террористов. Я думаю, что правительства должны больше прислушиваться к своим гражданам, прежде чем позволять сомнительным людям приезжать в страну. Мы должны провести референдум, чтобы население почувствовало, что его мнение имеет значение. Потому что в настоящий момент люди чувствуют себя в стороне. А некоторые из этих людей даже могут начать симпатизировать движениям с экстремистскими устремлениями. Однако здесь следует различать движения националистов – умеренно правых и ультраправых, которые могут быть признаны экстремистами. Поэтому я считаю, что так как исламисты могут втянуть нас в такую войну, нужно мобилизовать народы демократических стран и сделать это демократическими методами, например, с помощью референдума. Референдумы должны затрагивать вопрос мигрантов, уголовного кодекса, терроризма. Тогда граждане почувствуют себя вовлеченными в обсуждения, они почувствуют, что их мнение имеет значение. И самая передовая и образцовая страна в этом – это наш сосед Швейцария, где демократия гораздо более развита, чем у нас".
Сегодня по следам произошедших терактов многие задаются вопросом, какие меры могут быть приняты? Что дальше? В эфире "Вечерних Новостей" - политолог Александр Рар.
Елена Винник: "Александр Глебович, добрый вечер. С момента парижских терактов Бельгия живёт в режиме повышенных мер безопасности. И тем не менее, массовая атака, несколько объектов, десятки жертв, снова хаос, паника и страх. Что, террористы добились своей цели?"
Александр Рар: "Удар был нанесен не по Бельгии, а по штаб-квартире НАТО, по штаб-квартире Европейской комиссии, сердцевине Запада. Это второе 11 сентября. И сейчас действительно задаешься вопросом, как это могло произойти? В Сирии навести порядок – это одна цель. Нужно сейчас делать все, чтобы остановить развитие параллельных обществ и террористических ячеек, которые действительно сидят очень крепко особенно в Брюсселе – столице Европы. И оттуда они и дальше будут планировать свои террористические атаки, может быть, в Берлине, может быть в Париже и в Лондоне".
Елена Винник: "Возможно, то, что произошло сегодня в Брюсселе, а недавно и в Париже говорит, скажем прямо, о неудовлетворительном состоянии спецслужб Европы?"
Александр Рар: "Спецслужбы с трудом борются с таким терроризмом. Я думаю, что силовики делают все, что возможно. Когда я бывают в Бельгии, в Брюсселе, я вижу на каждом углу полицейских, хорошо вооруженных. Такого не было еще год назад. Но с такого рода терроризмом бороться очень-очень сложно. Здесь нужно объединение всех разведок мира для того, чтобы действительно обмениваться информацией, понять, что это за люди".
Елена Винник: "Это уже факт, что среди тех, кто отправился в ту же Сирию, в ряды ИГИЛ, задерживали людей именно с паспортами Бельгии. Они ехали, получали боевой опыт, а теперь возвращаются. И что с ними делать?"
Александр Рар: "В этом и есть катастрофа. Что это не есть какие-то беженцы из Сирии, Ирака, Афганистана, которые здесь организуют теракты. Это жители Бельгии, Франции, Германии, которые здесь живут уже в третьем поколении, их дедушки выехали из этих стран, они имеют европейские паспорта. Они не удовлетворены западной жизнью. Они готовы идти воевать с Западом. Это новый феномен XXI века, новый феномен терроризма, и с этим справиться будет очень сложно. Это самый опасный вызов для европейского общества".
Елена Винник: "В связи с этим могут ли быть приняты какие-то политические решения?"
Александр Рар: "Политические решения – вместе сообща работать и стараться победить терроризм. Но я боюсь, что дальше в Европе дальше будут границы закрываться, начнется какой-то ажиотаж в Сирии. Естественно, сейчас нужно будет реагировать каким-то образом. Но с кем и как бороться? С людьми, которые живут в параллельных обществах, таятся в подвалах Брюсселя, а, может, и в других городах Европы. Этот ИГИЛ очень трудно будет победить. Это не какие-то бедуины, сидящие в палатках на Ближнем Востоке. Это хорошо организованные люди, которые знают, как воевать и в чем-то считают, что они сейчас выиграли".
Елена Винник: "Скажите, помимо хаоса, паники неминуемо эти теракты с новой силой всколыхнут в Европе фашистские настроения. Возможно, что главной целью террористы как раз и хотят увидеть большую вражду, войну цивилизаций: христиане - мусульмане".
Александр Рар:"Это как раз и есть замысел террористов. Это не какие-то простаки, люди, которые организованно пытаются столкнуть цивилизации, они знают, где сделать Западу больно, как нападать на западные ценности, как постараться разрушить либеральную систему Запада. И, конечно, Запад будет ожесточенно обороняться. Я не думаю, что Запад будет идти резко вправо, но, конечно, поправение в Европе будет. Будет больше видеокамер, больше прослушек. И люди будут нервничать, когда будут выходить на улицу. В этом, к сожалению, террористы преуспели. Люди начинают себя чувствовать в Европе некомфортно".