Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 марта 2016, 22:10

Как трактуют в мире шаги России по противодействию терроризму? Мнения специалистов

Салах Абдеслам пойман в пригороде Брюсселя - тот самый Абдеслам, один из двух террористов, которым удалось бежать после взрывов в Париже. В том самом пригороде Молленбеке, который называют гнездом исламского экстремизма в центре Европы. Его искали по всему миру 4,5 месяца. Он был в часе езды на поезде от Парижа.

Брал его спецназ со стрельбой и штурмом - Абдесалам отстреливался из калашникова, четверо полицейских ранены, спецназовцы ответным огнем прострелили ему ногу. Причем эта спецоперация, как пишут сейчас европейские газеты, щелчок по носу от бельгийской полиции французской, которой ни разу не удалось террористов взять живыми, ведь и после расстрела редакции "Шарли Эбдо", и после захватов заложников, и после парижских взрывов любая операция французов заканчивалась расстрелом подозреваемых.

Причем, по совпадению, именно в день штурма квартиры, где забаррикадировался Абдесалам, в Брюсселе находился французский президент Олланд - приехал на очередной саммит Евросоюза. По итогу спецоперации он заявил, что ждет скорейшей экстрадиции Абдесалма во Францию, где его будут судить за подготовку терактов, унесших жизни 130 человек.

Интерпол посоветовал европейцам усилить контроль на всех границах - спецслужбы уверены, что сообщники Абдеслама попытаются бежать после его ареста, ведь премьер Бельгии уже объявил: мы разворошили осиное гнездо, и это - еще не все, операция продолжается.

И сам этот захват - как раз и есть доказательство того, что экстремисты невероятно глубоко запустили щупальца по всему миру. И идеологию ИГИЛ нужно остановить там, где она появилась - на Ближнем Востоке. И Москва об этом не устает говорить. И именно это - остановить терроризм на дальних подступах - и есть главная цель операции в Сирии, ничего не меняется.

О том, как трактуют в мире шаги России, каков результат этой борьбы с терроризмом, мы поговорим с экспертами.

Ирада Зейналова: "У нас на связи политологи Дмитрий Саймс из студии в Вашингтоне и Федор Лукьянов, он находится в Москве. Добрый вечер. Некоторое время назад газета "Вашингтон пост" выступила с тезисом, что Владимир Путин великолепно сыграл, несмотря на то, что у него были плохие карты. Если говорить о ситуации как о глобальной политической игре с невероятно высокими ставками, можно ли сейчас говорить о том, что эта партия Россией выиграна?"

Дмитрий Саймс: "Это не игра, это внешнеполитическая ситуация и для Соединенных Штатов, и для  России, и эта ситуация еще далеко не закончена. С моей точки зрения, вывод значительной части российских войск из Сирии - это правильный шаг, потому что ситуация в Сирии для России важна, но, в конечном итоге, не центральная, и увязнуть в Сирии, как в свое время Советский Союз увяз в Афганистане, Америка во Вьетнаме, это было бы для России крайне неудачно и, видимо, России, видимо, Путину удалось этого избежать, притом уйдя с позиции силы, а не с поражением. То есть, конечно, это выглядит как внешнеполитический успех Москвы".

Федор Лукьянов: "На мой взгляд, главное, чего добилась Россия, это изменение динамики развития событий, то есть, до российского вмешательства  единственное, что там могло происходить, это дальнейший обвал всего, чего только можно: и сирийского правительства, и дальше любого другого сирийского правительства. Сейчас, как мне кажется, создались предпосылки, что мирный процесс, процесс воссоздания какой-то управляемости на этой территории может начаться".

Ирада Зейналова: "На фоне происходящих событий кажется весьма любопытной реакция министра иностранных дел Великобритании Филиппа Хемонда на решение Президента Путина, его фраза: не нужно одобрять российское решение вывести значительную часть ВКС из Сирии, потому что она, по его мнению, подобна решению перестать бить собственную жену. Поначалу он одобрительно высказался, а потом уже позволил себе странный образ, причем довольно неуклюжий для британского дипломата такого уровня. И последовал он именно после одобрения российских шагов. Выглядит так, будто его, не знаю, одернули, или, сказать мягче, поправили". 

Дмитрий Саймс: "Мне кажется, что господина Хеммонда вообще не нужно как-то поправлять из Вашингтона. Потому что он сам Вашингтон подзуживает. Его заинтересованность в жесткой линии в отношении Москвы давно известна".

Федор Лукьянов: "Продемонстрирован на самом деле очень печальный факт, что Европа, крупные европейские страны исчезли в качестве политических факторов. Ведь достаточно парадоксально и поразительно, что спустя больше чем 25 лет после окончания холодной войны выясняется, что в мире по-прежнему какие-то решения принимать и воплощать в жизнь серьезные по предотвращению или остановке кризиса могут все те же две страны, все те же две столицы: Москва и Вашингтон".

Ирада Зейналова: "Как это решение России вывести войска может повлиять на весь ход переговоров в Женеве? Ведь если межсирийские переговоры провалятся, то на Ближнем Востоке совсем по-другому пойдут события и может быть даже в совсем другом темпе?"

Федор Лукьянов: "Если межсирийские переговоры провалятся, то, скорее всего, будет срыв в новую эскалацию. Но если говорить о вообще вероятности успеха переговоров, на мой взгляд, сейчас эта вероятность выше. Когда Россия пришла в Сирию осенью прошлого года, это был очень мощный сигнал сирийской оппозиции любого толка, которая тогда уже, в общем, ожидала падения режима, что эту войну они не выиграют — Россия этого не позволит.

Теперь, когда Россия объявила о постепенном уходе, это можно считать как сигнал и правительству Сирии, которое несколько впало в эйфорию после последних успехов и решило, что теперь, так сказать, при поддержке России оно будет дальше заниматься отвоевыванием территорий, и никакой политический процесс не нужен. Вот те и другие получили от России сигнал, что, значит, ситуацию мы готовы стабилизировать, но дальше — это ваша работа. И мне кажется, этот сигнал воспринят".

Дмитрий Саймс: "Но, очевидно, что есть и очень влиятельные внешние игроки, позиции которых невозможно не принимать во внимание. И таким игроком, конечно, является Россия. Таким игроком однозначно являются Соединенные Штаты. Но нужно не забывать о Турции, о Саудовской Аравии, странах, у которых там есть большие интересы и определенные возможности. Особенно возможности влиять на определенную часть сирийской оппозиции. Поэтому решение Путина дало, мне кажется, Асаду конструктивную дозу реальности. И я думаю, что, с другой стороны, лишило Саудовскую Аравию каких-то возможных извинений, для того чтобы отказываться поддерживать переговоры. Я не думаю, что это определяет успех переговоров. Но я думаю, что это позволяет дать этим переговорам импульс и, по крайней мере, локализовать этот конфликт, который, как мне кажется, для России объективно центральным все-таки на международной арене не является".

Ирада Зейналова: "Турция на полях сирийского конфликта ведь решает во многом свои проблемы: она бомбит курдов, вторгается на сирийскую территорию, то есть ведет некую свою игру. И как в этой ситуации объяснить реакцию Запада? Ведь, с одной стороны, курдов американцы признают стратегическими партнерами в борьбе с ИГИЛ. С другой стороны, они никак не реагируют на уничтожение курдов".

Дмитрий Саймс: "Турция — это американский партнер по НАТО, союзник по НАТО. И Соединенные Штаты, администрация Обамы не готовы, по крайней мере, публично, дистанцироваться от Турции, какие бы действия Турция не предпринимала в отношении курдов и других вопросов по Сирии. В Вашингтоне не имеют иллюзий по поводу Турции, но не готовы открыто как-то Турции противодействовать и создавать ощущение, что Москве удалось расколоть единый фронт НАТО".

Федор Лукьянов: "Турция очень сильно, ну, извините за грубость, всем надоела. Но никуда не денешься, потому что Турция объективно стала для Европы гораздо более важным фактором, еще большим, чем для Соединенных Штатов, потому что Турция стоит на пути вот этих потоков беженцев, и очень удачно и эффективно этим пользуется.

Вообще, как мне кажется, курдский вопрос, который здесь уже упоминался неоднократно, и в частности вот то, что происходит внутри Турции — попытки подавить очень жестко и жестоко курдское движение, это один из самых главных вопросов ближневосточной политики ближайших лет. То, что курды будут требовать к себе большего уважения, большего внимания и иного статуса — будь то Сирия, будь то Ирак, будь то Турция, тут у меня никаких сомнений нет. А именно это и станет тем фактором, который будет еще в большей степени расшатывать систему государств и границ на Ближнем Востоке".

Ирада Зейналова: "Спасибо огромное, господа. Это были политологи Дмитрий Саймс из студии в Вашингтоне и Федор Лукьянов, он находится сейчас в Москве. Мы обсуждали вывод российских войск из Сирии и реакцию на него на мировой арене".

Читайте также: