Минобороны РФ: Турция не предоставила никаких доказательств нарушения своего воздушного пространства
Российский военный самолет с базы "Хмеймим", как заявляет Анкара, вновь нарушил ее воздушное пространство. Пентагон факт нарушения границы подтвердил, но доказательств не предоставил. Но российское Минобороны уже сделало официальное заявление: этого не было.
В доказательство приводит данные приборов наблюдения за полетами и объясняет: самолеты, а речь идет о Су-34, летают на такой высоте, что турки не могут определить, принадлежал обнаруженный ими нарушитель российской эскадрилье или западной коалиции. И любые другие утверждения - пропаганда и провокация.
А на неделе вновь речь зашла о сбитом над Сирией турецкими ВВС бомбардировщике. Тот, кто заявил, что расстрелял российского пилота, некто Челик, объявился в Турции на похоронах брата по оружию, погибшего в Сирии. На кадрах видеосъемки видно, что Челик спокойно общается с журналистами и чувствует себя в безопасности, несмотря на то, что Россия потребовала от Турции задержать его за убийство пилота Олега Пешкова. Челик расстрелял летчика с земли во время катапультирования.
Он спокойно заявляет, что снова собирается в Сирию. Почему Анкара не реагирует и не идет навстречу российскому требованию? Объяснение может быть простым - Турция играет на обострение. Вероятно, потому, что чувствует поддержку - даже не НАТО, ведь альянс не раз уже требовал от нее навести порядок на границе и перекрыть путь в Сирию для тех, кто уходит воевать за ИГИЛ.
Это, скорее, поддержка Саудовской Аравии, которая так пытается отправить на войну тех, кто претендует на господство в регионе и в мусульманском мире. И именно поэтому Турция играет мускулами, стягивает войска к сирийской границе, де-юре заявляя, что будет наводить порядок, де-факто готовя атаку на тех, кто с ИГИЛ воюет - курдов и сирийскую армию. Что за сложную многоходовку разыгрывают саудовские принцы, и почему не только турецкие, но и американские политики готовы им подыграть?
Щекотливое положение, если не сказать больше. Американскому внешнеполитическому ведомству на этот раз не просто снова пришлось давать уклончивые ответы на прямые вопросы. Теперь пришлось ещё и делать непростой выбор между собственными же союзниками. С одной стороны, Турция, с другой - Греция и Израиль, которые устами своих министров обороны прямо обвинили Анкару в торговле нефтью с террористами запрещенной во многих странах мира, в том числе и в России группировки "Исламское государство".
Кто из них в данный геополитический момент оказался ближе и дороже Вашингтону, стало понятно после того, как официальный представитель Госдепа Марк Тонер в ответ на прозвучавшие обвинения заявил что-то вроде: "Этого не может быть, потому что не может быть".
"Прежде всего, это не имеет экономического смысла, во-вторых, просто нет доказательств тех обвинений, что кто-то на высоком уровне в турецком правительстве вовлечен в контрабанду нефти. Мы просто не видели никакой предрасположенности к этому, никаких свидетельств", - заявил он.
С каких пор перепродажа дешёвой контрабандной нефти не имеет экономического смысла, в Госдепе не уточнили. Как прошли и мимо того факта, что огромные объёмы нефти не могут поступать в страну незамеченными ни для Министерства энергетики - им руководит зять Реджепа Эрдогана - ни для одной из крупнейших энергетических компаний Турции, руководит которой сын президента страны. А вот то, что за словами израильского министра обороны - результат работы уважаемых во всем мире и самых влиятельных разведок в регионе, как-то упустили из виду.
"Как вы знаете, "Исламское государство" наслаждается турецкими деньгами очень, очень давно. Я надеюсь, что этому будет положен конец", - заявили в Израиле.
Нельзя не отметить, что эти слова фактически повторяют обвинения, ранее выдвинутые в адрес Турции еще одной страной в регионе – Ираном. До сих пор казалось невозможным, что два столь непримиримых противника, как Израиль и Иран, в принципе способны найти общие точки соприкосновения. И то, что торговые связи террористов и Турции стали именно такой точкой, означает лишь одно: застарелый конфликт двух государств меркнет перед новой угрозой.
"Израильтяне больше всего заинтересованы в том, чтобы ИГИЛ перестал существовать, потому что главный враг для "Исламского государства" это, прежде всего, израильское государство. Второстепенен Асад, второстепенна Турция, второстепенен Иран и всё прочее. Главный враг – это Израиль, и Израиль это понимает", - поясняет старший преподаватель Департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Исаев.
Очевидные факты отрицают даже тогда, когда, казалось бы, опровергнуть их просто невозможно. Как, например, обнародованные российским Министерством обороны фотографии и видеозаписи с беспилотников, на которых караваны бензовозов движутся с территорий ИГИЛ к турецкой границе и проезжают официальные контрольно-пропускные пункты фактически без остановки. В Анкаре, похоже, уверовали, что их найдётся, кому прикрыть. Тому, кто достаточно влиятелен для того, чтобы из проекта доклада по выполнению резолюций ООН о запрете торгового и финансового сотрудничества с ИГИЛ исчезли даже упоминания о роли Турции.
"По нашим данным, пока в этом докладе практически ничего не говорится о таком феномене, как контрабанда нефти из Сирии в Турцию. Вообще ничего. Это возмутительно, фактов таких, в том числе, благодаря средствам массовой информации, предостаточно, и они должны быть отражены в таком докладе. Мы будем этого добиваться, мы не позволим все это замотать и предать забвению", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Кто пытается обелить Анкару, догадаться несложно. Ведь из всех союзников Турции публично за неё заступаются только США. Остальные стараются держаться в сторонке. Хотя, казалось бы, еще совсем недавно, не кто иной, как лично вице-президент США, открыто высказывал разочарование проделками турков и саудитов.
"Самой большой проблемой в Сирии стали наши союзники. У нас были отличные отношения с турками, саудитами, жителями Арабских Эмиратов и других стран. И чем они занимались? Они всеми силами стремились свергнуть Асада. Они осыпали сотнями миллионов долларов и десятками тысяч тонн оружия любого, кто был готов воевать против Асада. Только вот дело в том, что люди, которым оказывалась помощь, были боевиками "Джебхат ан-Нусра", "Аль-Каиды", а также экстремистами, прибывшими из других частей мира", - заявил в октябре 2014 года вице-президент США Джозеф Байден.
Неосторожные откровения вызвали скандал. Турки и саудиты негодовали, вице-президент могущественной державы потом перед ними долго извинялся. С тех пор в Америке больше ни разу не позволили даже косого взгляда в сторону Анкары и Эр-Рияда. И это понять можно. Больше двух десятков американских военных баз на территории Турции – весомый аргумент, чтобы не ссориться. Да и к саудитам отношение настолько трепетное, что вполне можно простить поддержку террористов. Ведь шейхи – одни из главных держателей американских ценных бумаг. На какую сумму, в Вашингтоне тщательно скрывают, но аналитики подозревают, что она гораздо больше триллиона долларов.
"Эти две страны в определённой степени почувствовали вкус к "празднику непослушания", и они понимают, что Соединённые Штаты далеко не всё могут, что, может быть, декларируют в этом регионе, и соединились для того, чтобы отстаивать свои интересы. И, в данном случае, у них есть прямые противники в регионе. Это и Сирия, и Иран. Их дружба, в основном, замешана на том, что они дружат и против Сирии, и против Ирана", - говорит политолог, востоковед Каринэ Геворгян.
Уверенности в том, что наказания за непослушание не последует, и туркам, и саудитам добавляет то, что именно сейчас Соединённые Штаты затеяли глобальную экономическую войну на выживание. Залог победы – всё та же дешёвая нефть. Она нужна американской промышленности, как крупнейшему мировому потребителю с одной стороны. С другой, это бьёт по стратегическим противникам США. И в этой войне Саудовская Аравия, можно сказать, главный калибр Вашингтона. Без помощи Эр-Рияда обрушить цены на углеводороды было бы попросту невозможно. И в случае победы саудиты явно рассчитывают на награду.
"Саудовцы, конечно, заинтересованы в том, чтобы как можно больше просаудовских людей занимали как можно большее количество руководящих и определяющих постов в американской администрации. Думаю, что не надо питать надежд, что президент Соединённых Штатов будет руководствоваться интересами Эр-Рияда. Но приложить максимум усилий, для того чтобы он был окружён людьми, ориентированными на Эр-Рияд, я думаю, саудовская элита приложит к этому максимум усилий", - полагает политолог Леонид Исаев.
Какие усилия могут предпринять шейхи, у которых денег очень много? Потратить часть из них на финансирование кандидатов в президенты США. Интересы саудитов в Демократической партии лоббирует юридическая фирма "Patton Boggs", в республиканской – "Loeffler Group", которая, кстати, принадлежит одному из соратников Джона Маккейна Томасу Лофлеру. И это не считая других расходов. Например, бывший руководитель службы разведки Саудовской Аравии принц Бандар ибн Султан Аль Сауд, которого еще за глаза называют "Бандар-Буш" за особо тесные связи с семьёй Бушей, за двадцать два года работы послом в Соединённых Штатах прославился пышными приёмами и дорогими подарками нужным людям в Вашингтоне. Его подозревали в коррупции, а он и не отрицал.
Прямой подкуп - далеко не единственное средство. Саудиты, к примеру, заказывают у американцев оружие на десятки миллиардов долларов. И в Вашингтоне, судя по словам, Байдена, хорошо понимают, что попадает оно в последнее время именно к террористам. Но военно-промышленному лобби в Республиканской партии и этого мало. Нужна большая война, большие заказы, гигантские прибыли. И как-то вдруг вышло, что если в ноябре прошлого года Обама еще категорически отрицал возможность начала наземной операции в Сирии, то менее чем через два месяца резко изменил мнение.
"Если Конгресс этого созыва серьезно намерен выиграть эту войну (с терроризмом) и хочет послать сигнал нашим войскам по всему миру, то вы должны, наконец, разрешить использование Вооруженных сил против группировки ИГИЛ. Проголосуйте", - заявил президент США, выступая перед Конгрессом.
И не исключено, что проголосуют. Несмотря даже на то, что все эксперты в один голос предупреждают: потери будут колоссальными. Такими, перед которыми могут померкнуть и Корея, и Вьетнам. Ведь на этот раз террористы ответят американцам американским же оружием, купленным за американские доллары американскими же союзниками. Но разве это имеет значение, если заодно большая война на Ближнем Востоке спишет и большие американские долги? Да и про Нобелевскую Премию мира Обамы потом еще долго можно будет напоминать избирателям, когда им в очередной раз захочется проголосовать за кандидата в президенты от Демократической партии.